Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Персонализм, персонология, персонализация, персонализированное образование: к вопросу о терминах и понятиях

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203

Аннотация

   В статье освещается история возникновения и развитие персонализма в мировой науке. Предложен анализ современных терминов и понятий, связанных с персонализированным образованием. Охарактеризованы труды известных учёных-философов в России и за рубежом (Ф. Шлейермахера, Ф. Аквинского, Э. Канта, Э. Мунье и др.). Рассмотрены вопросы теории личности (теория потребностей) в трудах Г. А. Мюррея. Представлены взгляды ведущих отечественных учёных – представителей психологической науки – на исследуемый вопрос (Н. А. Бердяева, Л. М. Лопатина и др.). Выявлены и сопоставлены дефиниции понятия «персонализация» в разных областях науки (А Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. А. Петровский, Е. Б. Старовойтенко). Уточнены некоторые современные определения понятия «персонализированное образование»; рассмотрены и определены особенности данного понятия в трудах отечественных ученых (Д. С. Ермаков, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина). Отмечены различия в понимании и применении терминов «персонализированное обучение» и «персонализированный подход в обучении». Охарактеризована персонализированная модель образования применительно к средней и высшей школе на примере высшей школы (Тюменский государственный университет; совместный проект НИТУ «МИСиС», Томского университета систем управления и радиоэлектроники, МПГУ).

Об авторах

А. Бренчугина-Романова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Анна Николаевна Бренчугина-Романова, кандидат педагогических наук, доцент

119435

М. Пироговская, 1

Москва



Л. Денисова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Лариса Оганесовна Денисова, кандидат педагогических наук, доцент

119435

М. Пироговская, 1

Москва



Список литературы

1. Философия : энциклопедический словарь / под ред.: А. А. Ивина. Москва: Гардарики, 2006. 1072 с.

2. Русская философия : Словарь / [Сост. П. П. Апрышко]; Под общ. ред. М. А. Маслина. М: Республика, 1995. 654 с.

3. Мунье Эмманюэль. Манифест персонализма [Пер. с фр. И. С. Вдовиной и В. М. Володина]. М.: Республика, 1999. 558 с.

4. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка : монография. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». Москва: МПГУ, 2019. 210 с.

5. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества. [Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова // Вопросы философии (и др.)]. М.: Правда, 1989. 607 с.

6. Лопатин Л. М. Условия свободной самодеятельности человека / Вопрос о свободе воли // Труды Московского Психологического О-ва. 1889. 100 с.

7. Клейнман П. Психология [Текст]: люди, концепции, эксперименты : [краткий обзор основных достижений науки о душе] / Пол Клейнман; перевод с английского Оксаны Медведь. 3-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 267 с.

8. Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 1. С. 21–39.

9. Старовойтенко Е. Б. Культурная психология личности. Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2007. 308 с.

10. Краткий психологический словарь. URL: https://studfile.net/preview/1818335/page:25/ (дата обращения: 05.12. 2022).

11. Справочник технического переводчика / Составитель: Интент. 2009-2013 г. URL: http://www.find-info.ru/doc/dictionary/technical-translator/index.htm (дата обращения: 05. 12. 2022).

12. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/index.htm (дата обращения: 05. 12. 2022).

13. Стародубцев В. А. Формирование персональной 4D образовательной среды // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : материалы XV Международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 28 февраля – 4 марта 2022 г. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2022. С. 144–148.

14. Сафонова М. А. Персонализация образования в России / М. А. Сафонова, А. А. Сафонов // Педагогика. 2020. № 11. С. 5–14.

15. Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Ермаков Д. С. Культура учения в персонализированном образовании (рус.) // Нижегородское образование. 2020. № 3. URL: http://nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/%D0%9D%D0%9E-%20%E2%84%963%282020%29.pdf (дата обращения: 11. 12. 2022).

16. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы // Вклад в будущее. Благотворительный фонд Сбербанка. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения: 11. 12. 2022).

17. Персонализированная модель образования : методическое пособие / АНО «Платформа новой школы». М.: [б. и.], 2019. 36 с.

18. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел 2. Педагогические науки. Т. 14, № 4, 2020. С. 82–90.


Рецензия

Для цитирования:


Бренчугина-Романова А., Денисова Л. Персонализм, персонология, персонализация, персонализированное образование: к вопросу о терминах и понятиях. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):199-203. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203

For citation:


Brenchugina-Romanova A., Denisova L. Personalism, personology, personalization, personalized education: On the terms and concepts. Philology and Culture. 2023;(2):199-203. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)