Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-239-245
Аннотация
Метапредметные компетенции являются основой образовательного процесса, направленного на целостное всестороннее развитие личности обучающегося и его дальнейшую эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Они обеспечивают обучающимся успешное усвоение новых знаний-умений-навыков, включая овладение новыми способами метапредметной познавательной деятельности. Тем не менее в Федеральных государственных образовательных стандартах и педагогической науке до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия «метапредметные компетенции». Автором статьи проведен анализ существующих подходов к содержанию данного понятия, на этой основе сформулировано собственное определение. Метапредметные компетенции представляют собой интегративные умения обучающегося применять предметные и метапредметные знания, способы метапредметной познавательной деятельности и универсальные учебные действия в одной или в нескольких предметных областях, а также в реальных жизненных ситуациях. Автором статьи определены способы оценки уровня сформированности метапредметных компетенций у обучающихся основной школы. На основе специально разработанных заданий проведено исследование уровня их сформированности у учеников 7-х классов. В статье представлены полученные результаты и сформулированы педагогические условия для формирования метапредметных компетенций в основной школе.
Об авторе
Г. ГутороваРоссия
Гульнара Даминжановна Гуторова, научный сотрудник, аспирант
420015
Пушкина, 56
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с. : ил.
2. Боровских А. В., Розов Н. Х. Надпредметное содержание школьного образования // Педагогика. 2014. № 1. С. 3–14.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М: Педагогика: Изд-во МГУ, 1999. 352 c.
4. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1965. 51 c.
5. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». (Учебное пособие). М.: Пушкинский институт, 2001. 544 с.
6. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. М.: Институт учебника «Paideia», 1998. URL: https://shiffersinstitute.com/product/gromyko-yu-v-mysledeyatelnostnaya-pedagogika-teoretiko-prakticheskoe-rukovodstvo-po-osvoeniyu-vysshix-obrazcov-pedagogicheskogo-iskusstva-elektronnaya-versiya/?ysclid=lnn5w8vci7654601106 (дата обращения: 24. 01. 2021).
7. Гуторова Г. Д. Сущность и содержание метапредметного подхода в педагогической науке и ФГОС // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 5(33). С. 41–50. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44095106_47257058.pdf (дата обращения: 28. 02. 2021).
8. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М.: Юнеско, 1996. 31 с.
9. Позднякова Е. П. Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). С. 205–206.
10. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 716–719.
11. Хуторской А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 36–47.
12. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. № 2(40). С. 326–329. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23503485_23236825.pdf (дата обращения: 20. 01. 2021).
13. Ялалов Ф. Г. Этнодидактика как технология практико-ориентированного обучения / Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 2. С. 45–47.
14. Ялалов Ф. Г. Этнодидиктика народов России – исследовательский проект ЮНЕСКО // Успехи современного естествознания. 2005. № 5. С. 91–92.
15. Ялалов Ф. Г. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования / Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 7. С. 51–52.
Рецензия
Для цитирования:
Гуторова Г. Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):239-245. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-239-245
For citation:
Gutorova G. Metasubject competencies and assessment of their development level in secondary school students. Philology and Culture. 2021;(2):239-245. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-239-245