Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Своеобразие изучения поэмы Рената Хариса «Любовные сны Габдуллы Тукая» на уроках литературы в школе

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-246-251

Аннотация

   Творчество Габдуллы Тукая как личности многогранной, гениальной, значимой в истории татарской нации входит в обязательный минимум программы по татарской литературе. Большое внимание на уроках уделяется изучению его стихотворений, поэм, а его личностные качества, радости и горести его бытия остаются вне предела внимания учащихся. Учащиеся татарских групп имеют возможность познакомиться с Тукаем не только как с поэтом, но и как с Человеком при изучении драматической поэмы Рената Хариса «Любовные сны Габдуллы Тукая» в 8 классе. Успешность изучения данной поэмы зависит от творческого подхода учителя к организации урока, а также от качественного изложения материала и заданий по произведению авторами учебников. Авторы статьи предлагают на уроке изучения поэмы использовать презентацию как средство краткого наглядного экскурса в детские годы Г. Тукая, на события, которые нашли глубокий эмоциональный отклик в душе будущего поэта. При построении беседы на основе вопросов из учебника предлагается обращение к дополнительной художественной (лирической) литературе, а результаты представить в виде кластера. Изучение мифологических образов в поэме предполагает обращение на уроке к сравнительно-сопоставительному методу исследования.

Об авторах

Г. Каюмова
Казанский федеральный университет
Россия

Гелюся Фаридовна Каюмова, кандидат филологических наук, доцент

420008

Кремлевская, 18

Казань



Л. Мингазова
Казанский федеральный университет
Россия

Ляйля Ихсановна Мингазова, доктор филологических наук, профессор

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Галимуллина А. Ф. Рецепция поэзии Г. Р. Державина в творчестве современных поэтов Республики Татарстан // Филология и культура. Philology and Сulture. 2013. № 2 (32). С. 277–280.

2. Галимуллина А. Ф., Меликетсян В. Ю. Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» с использованием интерактивных методов обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57) С. 176–188.

3. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Русское слово, 2004. 239 с.

4. Крылов В. Н. Теория и история русской литературной критики : учеб. пособие. Казань: Казан. ун-т, 2011. 124 с.

5. Кукарникова Е. Д. Интерпретация текста, смысл и понимание // Текст. Произведение. Читатель. : Материалы Междунар. науч.-практич. конф. 3–4 июня 2012 года. Пенза – Казань – Решт: Социосфера, 2012. С. 6–8.

6. Мокиенко О. П. Герменевтический подход в обучении (на примере обучения литературе). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/germenevticheskiy-podhod-k-obucheniyu-na-urokah-russkogo-yazyka?ysclid=lnn73u3ait348387723 (дата обращения: 12. 04. 2021).

7. Отношение к модернизму и постмодернизму в татарсоком литературоведении. URL: https://studwood.ru/1423107/literatura/otnoshenie_k_modernizmu_i_postmodernizmu_v_tatarskom_literaturovedenii (дата обращения: 12. 04. 2021).

8. Сафина Л. М. Интертекстуальная диалогичность в поэзии Рината Хариса : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 18 с.

9. Галиуллин Т. Акыл һәм хис берлеге шагыйре // Казан утлары. 2011. № 5. Б. 109–121.

10. Галиуллин Т. Бизмәндә – шигъри роман // Р. Харис Сайланма әсәрләр : 7 томда. 5 нче т.: драматик поэмалар, шигырь-роман. Казан: Татар. кит. нәшр., 2006. Б. 271–287.

11. Гыйләҗев Ф. Ризасызлык: шигырьләр. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. 127 б.

12. Заһидуллина Д. Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. Казан: Мәгариф, 2004. 367 б.

13. Нуруллин И. Габдулла Тукай. Казан: Татар. кит. нәшр., 1979. 302 б.

14. Рәмиев С. Л., Бабич Ш. М. Әсәрләр. Казан: Мәгариф, 2005. 287 б.

15. Татар әдәбияты: рус телендә төп гомуми белем бирү оешмалары өчен дәреслек (татар телен туган тел буларак өйрәнүче укучылар өчен). 8 нче с-ф. Ике кисәктә. 1 нче кис. / Ф. Ф. Хәсәнова, Г. М. Сафиуллина, М. Я. Гарифуллина, Ә. Н. Сафиуллина. Казан: Мәгариф-Вакыт, 2017. 175 б.

16. Татар әдәбияты тарихы: алты томда. 6 нчы т.: 60–90 еллар әдәбияты. Казан: Раннур, 2001. 543 б.

17. Хәсәнова Ф. Ренат Харис шигърияте. Казан: РИЦ «Школа», 2005. 260 б.


Рецензия

Для цитирования:


Каюмова Г., Мингазова Л. Своеобразие изучения поэмы Рената Хариса «Любовные сны Габдуллы Тукая» на уроках литературы в школе. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):246-251. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-246-251

For citation:


Kayumova G., Mingazova L. Specific features of studying Renat Kharis’s poem “Gabdulla Tukay’s Love Dreams” in school literature lessons. Philology and Culture. 2021;(2):246-251. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-246-251

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)