Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Пространственный контраст в китайской мифологической картине мира (на примере взаимного превращения птицы и рыбы)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-61-68

Аннотация

   В статье рассматривается понимание объектов в пространстве и представлений о них в китайской мифологической картине мира. Пространство является универсальной категорией, без которой невозможно понять китайское национальное видение мира. Материалом для изучения являются древнекитайский памятник «山海经» – «Каталог гор и морей» и философский трактат «庄子» – «Чжуан-цзы». В статье выделяются птицы и рыбы как отдельные объекты, обозначенные с помощью языковых средств, а также раскрываются три типа отношений между птицей и рыбой: сосуществование птицы и рыбы, особенности превращения птицы в рыбу и наоборот. В результате описания в исследовании выделены такие пространственные оппозиции, как небо – вода, юг – север, верх – низ. При этом первый член подобной оппозиции всегда обладает положительной интерпретацией, а второй – отрицательной. Выявленные типы и контрастирующие элементы характеризуются национально-культурным своеобразием, основанным на концепции инь ‒ ян и пяти стихий в китайской традиционной философии. Члены указанных оппозиций в некоторых примерах взаимодействуют, превращаясь друг в друга, что отражает взгляд на циклический процесс в жизни китайцев, подверженный обновлению и развитию.

Об авторах

Л. Манерко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Лариса Александровна Манерко, доктор филологических наук, профессор

Высшая школа перевода (факультет)

119991

Ленинские горы, 1

Москва



Мэнмэн Ван
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Мэнмэн Ван, аспирант

Высшая школа перевода (факультет)

119991

Ленинские горы, 1

Москва



Список литературы

1. Батуева А. А. Некоторые проблемы исторической семантики индоевропейских языков // Вопросы филологии. 2006. № 2 (23). С. 86–90.

2. Болдырев Н. Н. Пространство и время как формы языкового сознания // Когнитивные исследования языка. Тамбов, 2016. Выпуск. 25. С. 25–32.

3. Гуревич А. Я. Избранные труды в 2-х т. Т. 2. Средневековый мир. М., СПб: Университетская книга, 1999. 559 с.

4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 285 с.

5. Иванов Вяч. В., Топоров В. Н. Славянские моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. 246 с.

6. Манерко Л. А. Предмет в пространстве через сложноструктурную единицу номинации // Номинация и дискурс. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. С. 95-101.

7. Манерко Л. А. Социокультурные особенности схематизации пространственного опыта в переводе с английского на русский язык // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2016. № 4. С. 49–66.

8. Маслов А. А, Просвиркина И. И., Агарева М. В. Особенности лексических единиц, обозначающих пространство в китайских даосских текстах «о снах и грезах» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 8(86). Ч. 1. C. 125–132.

9. Маслов А. А. Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 288 с.

10. Пименова М. В. Языковая картина мира [Электронный ресурс] : учеб. пособие. 4-е изд., доп. М.: ФЛИНТА, 2014. 108 с.

11. Просвиркина И. И., Луценко Е. А. Лексические единицы китайского языка, выражающие пространство (на материале философского трактата «Чжуан Цзы») // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 156–160.

12. Тимченко А. Г. Вербализация сторон света в русских говорах Красноярского края (бинарные оппозиции «Восток-Запад», «Юг-Север») // Филология и культура. Philology and culture. 2015. № 1(39). С. 96–100.

13. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский, священник // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Сост. игумен Андроника (А. С. Трубачева); ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев). М.: Мысль, 2000. С. 81–259.

14. Яншина Э. М. Каталог гор и морей (Шань Хай цзин) предисловие, перевод и комментарий. М.: Наука, 1977. 236 с.

15. 张东 山海经神鸟形象源流考. 福建师范大学硕士论文. 2018. 116页. (Чжан Дун. Исследование этимологии мифических птиц в «Шан Хай Цзи» // Магистерская диссертация Фуцзинского педагогического университета. 2018. 116 с).

16. 刘勤. 由鲲鹏神话论及鱼鸟互化运动图式 // 海南大学学报人文社会科学版 2012, 第30卷第6期, 第12–20页 (Лю Цинь. Модели движения мифологии и взаимодействия птиц с рыбой // Вестник Хайнаньского университета, издание «Гуманитарные и социальные науки», 2012. №. 2. C. 12–20).

17. 唐梵凌. 庄子《逍遥游》“鲲鹏”隐喻初探 // 阴山学刊. 2018 第31卷第2期. 第72–80页 (Тан Фань-лин. Метафора образа Кунь Пэн в «Чжуан цзы» // Иньшаньский академический журнал. 2018. Т. 31. №. 2. С. 72–80).

18. 王先谦, 刘武. «庄子集解». 北京:中华书局, 2012, 600页. (Ван Сяньцянь, Лю Ву. Комментарий к «Чжу-ан-цзы». Пекин: Китайское книжное изд-во, 2012. 600 c.).

19. 许慎. 说文解字:文白对照/(东汉). 北京: 九州出版社, 2018.8. 共4卷卷2. 695 页 (Сюй Шэнь. Шовэнь цзецзы: сопоставление оригинала и комментарии. Пекин, изд-во «Цзючжоу». 2018. Т. 2(4). 695 с).

20. 现代汉语词典. 第七版. 北京. 商务印书馆. 北京2019. 中国社会科学院语言研究所词典编辑室编.1799页. (Словарь современного китайского языка. Седьмое издание. Пекин: изд-во «Коммерция». 2019. 1799 с).

21. 袁珂.山海经全译. 北京:北京联合出版社, 2016. 207页. (Юань Кэ. Комментарий к «Шань хай цзин». Пекин: Пекинское объединенное изд-во, 2016. 307 c).

22. 在线汉语字典. (Словарь китайского языка онлайн). URL: http://wap.5156edu.com/xh/html5/154652.html (дата обращения: 10. 11. 2020).

23. 庄子. («Чжуан-цзы»). URL: https://so.gushiwen.org/guwen/book_46653FD803893E4F92BED6BFD51EA958.aspx (дата обращения: 10. 11. 2020).


Рецензия

Для цитирования:


Манерко Л., Ван М. Пространственный контраст в китайской мифологической картине мира (на примере взаимного превращения птицы и рыбы). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):61-68. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-61-68

For citation:


Manerko L., Wang M. Spatial contrast in Chinese mythological worldview (based on mutual transformations of birds and fish). Philology and Culture. 2021;(1):61-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-61-68

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)