Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Вербализация научной категории актуальность в англоязычном и русскоязычном академических дискурсах

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-84-93

Аннотация

   Статья посвящена изучению научной категории актуальность, которая рассматривается как неотъемлемая часть методологического аппарата научного исследования.

   Предмет анализа составляют способы вербализации указанной категории в англоязычном и русскоязычном академических дискурсах.

   Целью данной работы является выявление и анализ способов вербализации научной категории актуальность в научном тексте академического дискурса в области медицинских исследований.

   Материалом анализа послужили тексты раздела Introduction (Введение) оригинальных полнотекстовых англоязычных и русскоязычных научных статей ведущих британского и российского изданий. Методика исследования заключалась в следующем. В оригинальных английских и русских научных статьях (раздел Introduction (Введение)) были выбраны все фрагменты, раскрывающие разные содержательные компоненты значения научной категории актуальность. Затем они были последовательно описаны с точки зрения языковых средств и способов их реализации в обоих дискурсах. Обнаруженные сходства являются отражением взаимодействия и взаимовлияния языковых культур в сфере академического дискурса и обусловлены сходными прагматическими нормами организации его. Выявленные различия демонстрируют ярко выраженные национальные особенности дискурсов. Авторы приходят к заключению о существовании устойчивых способов вербализации, таких как эксплицитное использование одноименной лексемы-маркера актуальности в русском дискурсе и использование имплицитных способов вербализации в англоязычном дискурсе. Использование выявленных способов вербализации научной категории актуальность может быть эффективным для неанглоязычных авторов с точки зрения приближения своих текстов к нормам англоязычного научного стиля и дискурса.

Об авторах

Ю. Науменко
Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко
Россия

Юлия Николаевна Науменко, преподаватель

394036

Студенческая, 10

Воронеж



А. Стеблецова
Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко
Россия

Анна Олеговна Стеблецова, доктор филологических наук, доцент

394036

Студенческая, 10

Воронеж



Список литературы

1. Бибик Е. Ю., Некраса И. А., Деменко А. В., Фролов К. А., Доценко В. В., Кривоколыско С. Г. Изучение адаптогенной активности производных тетрагидропиридо[2,1-b] [1,3,5] тиадиазина // Бюллетень сибирской медицины. 2019. Т. 18. № 3. С. 21–28. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2395/1623 (дата обращения: 15. 11. 2020).

2. Гирш Я. В., Юдицкая Т. А. Сравнительный анализ пищевого поведения детей различных возрастных групп // Бюллетень сибирской медицины. 2018. Т. 17. № 2. С. 21–30. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/1200/800 (дата обращения: 15. 11. 2020).

3. Гончарова А. А., Корнетова Е. Г., Корнетов А. Н., Семке А. В. Существует ли конституционально-морфологическая предиспозиция к акатизии у больных шизофренией, получающих антипсихотическую терапию? // Бюллетень сибирской медицины. 2019. Т.18. № 4. С. 36–43. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2553/1655 (дата обращения: 15. 11. 2020).

4. Данилевская Н. В. Динамика формирования знания в научном дискурсе (функционально-стилистический аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2005. Сер. Гуманитарные науки (филология). Вып. 3 (47). С. 15–18.

5. Диш А. Ю., Агеева Т. С., Карзилов А. И., Тетенева А. В., Калачева Т. П., Месько П. Е., Мишустина Е. Л., Зайцева А. А., Параева О. С., Беспалова И. Д., Черногорюк Г. Э. Вентиляция и механика дыхания у больных хронической обструктивной болезнью легких при разном положении тела // Бюллетень сибирской медицины. 2019. Т. 18. № 3. С. 37–45. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2397/1625 (дата обращения: 15. 11. 2020).

6. Дубинина Е. Ю. Разработка базовых принципов компрессии на основе сопоставительного анализа текстов научных статей и авторских рефератов // Прикладная лингвистика в науке и образовании : сб. трудов VI Междунар. науч. конф., 5–7 апреля 2012 года / [орг. комитет: Л. Н. Беляева (пред.), А. С. Герд, В. П. Захаров и др.]. СПб.: Книжный дом, 2012. С. 92–97 (0,31 п. л.).

7. Зюзьков Г. Н., Удут Е. В., Мирошниченко Л. А., Полякова Т. Ю., Симанина Е. В., Ставрова Л. А., Агафонов В. И., Жданов В. В. Нейропротективные свойства ингибитора C-Jun N-terminal kinase (JNK) при гипоксической гипоксии // Бюллетень сибирской медицины. 2019. Т. 18. № 2. С. 80–88. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2307/1570 (дата обращения: 15. 11. 2020).

8. Колмацкий В. И., Логинов С. В., Колмацкий Г. В. Планирование и организация научных исследований. Ростов на / Д: Феникс, 2014. 208 с.

9. Кравцова Е. Д., Городищева А. Н. Логика и методология научных исследований. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 168 с.

10. Липчиу Н. В., Липчиу К. И. Методология научного исследования. Краснодар: КубГАУ, 2013. 290 с.

11. Мальчевская Т. Н. Специфика научных текстов и принципы их классификации (на материале английских биологических текстов) // Особенности стиля научного изложения. М.: Наука, 1976. С. 28–37.

12. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М.: Синтег, 2007. 668 с.

13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. Москва: Либроком, 2010. 280 с.

14. Носарев А. В., Бирулина Ю. Г., Петрова И. В., Ковалев И. В., Гусакова С. В., Смаглий Л. В., Тесля Е. С., Шаманаев А. Ю., Пушкина Е. В., Медведев М. А. Особенности ион-транспортных процессов в модели артериальной гипертензии // Бюллетень сибирской медицины. 2018. Т. 17. № 4. С. 103–109. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/1983/1477 (дата обращения: 15. 11. 2020).

15. Русско-английский словарь онлайн URL: https://rus-eng.slovaronline.com (дата обращения: 12. 09. 2020).

16. Стеблецова А. О., Науменко Ю. Н. Заголовки английских и русских научных статей : дискурсивно-когнитивные особенности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 4 (820). С. 161–179.

17. Советский энциклопедический словарь / Гл. редактор А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1995. 1600 с.

18. Троянская Е. С. Научное произведение в оценке автора рецензии (к вопросу о специфике жанров научной литературы) // Научная литература : язык, стиль, жанры. М.: Наука, 1985. С. 75–83.

19. Харламова О. С., Николаев К. Ю., Рагино Ю. И., Воевода М. И. Влияние курения на уровни сурфактантных белков SP-A и SP-D в крови у пациентов без бронхолегочных заболеваний // Бюллетень сибирской медицины. 2020. Т.19. № 2. С. 104–111. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2867/1747 (дата обращения: 15. 11. 2020).

20. Черешнев В. А., Сайдакова Е. В., Королевская Л. Б., Шмагель Н. Г., Шмагель К. В. Субпопуляционный состав регуляторных Т-лимфоцитов у пациентов с ВИЧ-инфекцией при эффективной антиретровирусной терапии // Бюллетень сибирской медицины. 2019. Т. 18. № 1. С. 247–256. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2191/1555 (дата обращения: 15. 11. 2020).

21. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 248 с.

22. Шевченко О. И., Баскаков И. С., Лахман О. Л. Особенности распределения уровня постоянного потенциала головного мозга у пациентов с хронической ртутной интоксикацией // Бюллетень сибирской медицины. 2019. Т. 18. № 4. С. 161–168. URL: https://bulletin.tomsk.ru/jour/article/view/2569/1669 (дата обращения: 15. 11. 2020).

23. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 391 с.

24. Bråten, Lars Christian Haugli, Rolfsen Mads Peder, Espeland, Ansgar, Wigemyr, Monica, Aßmus, Jörg, Froholdt, Anne et al. Efficacy of antibiotic treatment in patients with chronic low back pain and Modic changes (the AIM study): double blind, randomised, placebo controlled, multicentre trial. URL: https://www.bmj.com/content/367/bmj.l5654 (дата обращения: 10. 10. 2020).

25. Cargill M. Writing Scientific Research Articles Strategy and Steps / M. Cargill, P. O’Connor. – Pondicherry: Wiley-Blackwell, 2009. 173 p.

26. Feak C.B. Academic Writing for Graduate Students. Essential Tasks and Skills / C.B. Feak, J.M. Swales. – Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1994. 418 p.

27. Gunnarsson B.-L. Professional Discourse. – London, New York: Continuum, 2009. 284 p

28. Hyland K. Teaching and Researching Writing. – London: Longman, 2002. 281 p.

29. Katagiri Ryoko, Sawada Norie, Goto Atsushi, Yamaji Taiki, Iwasaki Motoki, Noda Mitsuhiko et al. Association of soy and fermented soy product intake with total and cause specific mortality: prospective cohort study. URL: https://www.bmj.com/content/368/bmj.m34 (дата обращения: 10. 10. 2020).

30. Li Yanping, Schoufour Josje, Wang Dong D, Dhana Klodian, Pan An, Liu Xiaoran et al. Healthy lifestyle and life expectancy free of cancer, cardiovascular disease, and type 2 diabetes: prospective cohort study. URL: https://www.bmj.com/content/368/bmj.l6669 (дата обращения: 10. 10. 2020).

31. Lim J. Method sections of management research articles: A pedagogically motivated qualitative study // English for Specific Purposes. – 2006. – vol. 25. – № 3. – Pp. 282-309.

32. Parker Lisa, Fabbri Alice, Grundy Quinn, Mintzes Barbara, Bero Lisa. “Asset exchange”—interactions between patient groups and pharmaceutical industry: Australian qualitative study. URL: https://www.bmj.com/content/367/bmj.l6694 (дата обращения: 10. 10. 2020).

33. Petimar Joshua, Zhang Fang, Cleveland Lauren P, Simon Denise, Gortmaker Steven L, Polacsek Michele et al. Estimating the effect of calorie menu labeling on calories purchased in a large restaurant franchise in the southern United States: quasi-experimental study. URL: https://www.bmj.com/content/367/bmj.l5837 (дата обращения: 10. 10. 2020).

34. Ray Michael J, Tallman Gregory B, Bearden David T, Elman Miriam R, McGregor Jessina C. Antibiotic prescribing without documented indication in ambulatory care clinics: national cross sectional study. URL: https://www.bmj.com/content/367/bmj.l6461 (дата обращения: 10. 10. 2020).

35. Ryckman Theresa, Robinson Margaret, Pedersen Courtney, Bhattacharya Jay, Bendavid Eran. Impact of Feed the Future initiative on nutrition in children aged less than 5 years in sub-Saharan Africa: difference-in-differences analysis. URL: https://www.bmj.com/content/367/bmj.l6540 (дата обращения: 10. 10. 2020).

36. Swales J. Genre analysis: English in academic and research settings. Cambridge: Cambridge University Press. 1990. 260 p.

37. Swales J. Research Genres. Explorations and Applications. New York: Cambridge University Press. 2004. 260 p.

38. Vounzoulaki Elpida, Khunti Kamlesh, Abner Sophia C, Tan Bee K, Davies Melanie J, Gillies Clare L et al. Progression to type 2 diabetes in women with a known history of gestational diabetes: systematic review and meta-analysis. URL: https://www.bmj.com/content/369/bmj.m1361 (дата обращения: 10. 10. 2020).


Рецензия

Для цитирования:


Науменко Ю., Стеблецова А. Вербализация научной категории актуальность в англоязычном и русскоязычном академических дискурсах. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):84-93. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-84-93

For citation:


Naumenko Yu., Stebletsova A. Verbal representations of “relevance” as a scientific category in English and Russian academic discourse. Philology and Culture. 2021;(1):84-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-84-93

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)