Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Культурологический подход в изучении произведений М. М. Пришвина на уроках родной (русской) литературы

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-229-233

Аннотация

   Статья посвящена культурологическому подходу в изучении произведений М. М. Пришвина на уроках родной (русской) литературы в средних классах общеобразовательных школ. В школе сложилась практика изучения отдельных природоведческих произведений М. М. Пришвина в начальной школе и в 5–6 классах общеобразовательных школ, однако ученики не получают целостного представления о жизни и творчестве выдающегося писателя-философа ХХ века на уроках литературы, об этом свидетельствует аналитический обзор учебников, представленный в статье. При изучении творчества М. М. Пришвина основной акцент делается на изучении жанровых особенностей отдельных произведений, включенных в школьную программу, образов героев, национальных и культурных ценностей, а также красоты средней полосы природы России. Наиболее крупным произведением, изучаемым в школе, является повесть-быль «Кладовая солнца», хотя в творческом наследии писателя есть и романы «Кощеева цепь», «Осударева дорога», «Корабельная чаща», философские повести «Жень-шень» и «Повесть нашего времени», опубликованы дневники 1905–1954 годов. Реализация культурологического подхода на уроках литературы и русской (родной) литературы помогает учащимся рассмотреть творчество писателя в контексте русской культуры, познакомиться с синкретическими жанрами: сказка-быль, роман-сказка, поэма в прозе, ощутить метафоричность языка прозы М. М. Пришвина. Целостное изучение творчества М. М. Пришвина позволяет учащимся выявить взаимосвязь с произведениями А. М. Горького, А. А. Блока, А. П. Платонова, а также произведениями русской литературы XIX века. Таким образом, использование культурологического подхода необходимо для формирования у учащихся навыков анализа литературных произведений и восприятия творчества М. М. Пришвина в широком культурологическом контексте, а также воспитания чувства красоты природы, любви к своей Родине, которая начинается с любви к родному краю.

Об авторе

Е. Новикова
Казанский федеральный университет
Россия

Екатерина Александровна Новикова, аспирант

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Наср М. Т. Образы русской природы в эволюции художественной философии Михаила Пришвина. // Актуальные проблемы философии и педагогической лингвистики. 2020. № 3. С. 172–181.

2. Подоксенов А. М. Михаил Пришвин (К вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя) // Credo new. 2013. № 2. С. 220–241.

3. Доманский В.А. Культурологический подход к изучению литературы // Вестник Томского государственного университета. 1998. № 266. С. 87–98.

4. Полухина В. П. «Читаем, думаем, спорим…» : практикум к учебнику «Литература», 6 класс. М.: Просвещение, 2012. 255 с.

5. Гребенникова В. М. Культурологический подход к развитию коммуникативных компетенций руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 95–98.

6. Первушина О. В. «Мир природы» и «Мир человека» в ракурсе культурологического подхода (евразийский аспект) // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2017. № 1. С. 34–41.

7. Галицких Е. О. Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования // Педагогический ИМИДЖ. 2016. №. 1. С. 49–55.

8. Александрова О. М. Родная русская литература. 7 класс. М.: Просвещение, 2022.

9. Гулин А. В., Романова А. Н. Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. М., 2019. 288 с.

10. Давыдова Т. Литература и менталитет // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 155–157.

11. Саутиева Ф. Б. Использование методологических основ культурологического подхода в совершенствовании восприятия учащимися произведений устного народного творчества // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. С. 194–196.


Рецензия

Для цитирования:


Новикова Е. Культурологический подход в изучении произведений М. М. Пришвина на уроках родной (русской) литературы. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):229-233. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-229-233

For citation:


Novikova E. Culturological approach in studying the works of M. Prishvin in the lessons of Russian (native) literature. Philology and Culture. 2023;(2):229-233. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-229-233

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)