Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Лингводидактическое описание ТРКИ-2: принципы, структура, потенциал

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-234-239

Аннотация

   В статье содержится характеристика лингводидактического описания ТРКИ-2. Представлены принципы описания, структура и содержание каждой части. В основу лингводидактического описания ТРКИ-2 положен принцип текстоцентричности, а также тематический принцип описания, отражающий такие предметные области, как «Человек и его частная / личная жизнь», «Человек и его учебная деятельность», «Человек и его профессиональная деятельность», «Человек и государство», «Человек и общество», «Человек и его духовное развитие», «Природа и человек». В лингводидактическом описании отобраны ситуации общения в социально-бытовой, социокультурной и официально-деловой сферах общения с учетом коммуникативных потребностей инофона. Лингводидактическое описание отражает гипотетическую модель речевого поведения иностранца, владеющего РКИ на уровне В2. Структура его состоит из трех частей. В первую часть вошло описание коммуникативной компетенции учащегося во всех видах речевой деятельности в разных предметных областях. Часть 2 содержит типовые тексты и их характеристики. В части 3 описывается содержание языковой компетенции. Лингводидактическое описание В2 определяет объем и содержание коммуникативной компетенции, которой должен владеть обучающийся на уровне В2. Данное описание может быть положено в основу составления программ, учебников и учебных пособий, а также контрольно-измерительных материалов. Лингводидактическое описание создает объективную основу для создания банка тестовых заданий и их подробную и однозначную спецификацию.

Об авторе

Т. Попова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Татьяна Игоревна Попова, доктор филологических наук, профессор

199034

Университетская набережная, 7-9

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Council of Europe (2020), Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Companion volume, Council of Europe Publishing, Strasbourg, available at URL: www.coe.int/lang-cefr (дата обращения: 30. 04. 2023).

2. Клобукова Л. П., Битехтина Г. А., Нахабина М. М., Иванова А. С., Соболева Н. И. Лингвометодическое описание Элементарного уровня общего владения русским языком как иностранным: структура, содержание, функции // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : Материалы ХIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сент. 2015 года) / Ред. коллегия: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. В 15 т., Т.10. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 472–478.

3. Иванова А. С., Соболева Н. И., Клобукова Л. П., Нахабина М. М. Задачи и структура «Лингводидактического описания Элементарного уровня общего владения русским языком как иностранным» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. С. 1800–1805. URL: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2018/10/6ROPRYAL_A5.pdf (дата обращения: 30. 04. 2023)

4. Попова Т. И. Грамматика жанра как основа лингводидактического описания русского языка как иностранного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. С. 1999–2003. URL: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2018/10/6ROPRYAL_A5.pdf (дата обращения: 30. 04. 2023)

5. Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2 / ТРКИ-2) / Под ред. Т. И. Поповой. СПб.: Златоуст, 2022. 220 с.

6. Вознесенская И. М. Типы и жанры текстов в системе лингводидактического описания РКИ (на примере темы «Повседневная жизнь») // Русистика: вчера, сегодня, завтра. Сборник докладов юбилейной Международной научной конференции, посвященной 50-летию Общества русистов Болгарии и 50-летию Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (София, 29 июня-2 июля 2017 г.). София, 2018. С. 655–662.

7. Вознесенская И. М., Гончар И. А., Колесова Д. В., Попова Т. И., Рогова К. А., Хорохордина О. В. Рамки дискурсивной компетенции: ТРКИ-2 // Русское слово в многоязычном мире. Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. Редколлегия: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина [и др.]. 2019. Издательство: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ» (Санкт-Петербург). С. 940–945.

8. Попова Т. И. Принципы отбора и лингводидактического описания жанров речи в преподавании РКИ // Язык. Культура. Этнос. Сборник статей: к 65-летнему юбилею профессора З. К. Дербишевой. Сер. «Концептуальный и лингвальный миры». Выпуск 12. СПб.: ЛГУ, 2017. С.435–441.

9. Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания / под общ. ред. К. А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2017. 320 с.

10. Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. С.649–653.

11. Лексическая основа русского языка : комплексный учебный словарь / В. В. Морковкин, Н. О. Бёме, И. А. Дорогонова, Т. Ф. Иванова, И. Д. Успенская; под ред. В. В. Морковкина. М.: Рус.яз., 1984. 1168 с.

12. Русский идеографический словарь: Мир человека и человек в окружающем его мире (80 концептов, относящихся к духовной, ментальной и материальной сферам жизни человека) / отв. ред. акад. Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2011. 1032 с.

13. Кащук С. М. Организация иноязычного образования в контексте появления новой версии «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» (2018) // Наука и Школа / Science and School. № 1, 2021. С. 39–47


Рецензия

Для цитирования:


Попова Т. Лингводидактическое описание ТРКИ-2: принципы, структура, потенциал. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):234-239. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-234-239

For citation:


Popova T. Linguistic and didactic description of TORFL-2: Priciples, structure, potential. Philology and Culture. 2023;(2):234-239. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-234-239

Просмотров: 265


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)