Художественная модель мира в сказке Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-174-179
Аннотация
Сказка Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и бада», выросшая из родительского опыта, из семейного общения с детьми, представляет собой оригинальный вариант литературной сказки, построенной на пародийно интерпретируемых интертекстуальных связях, трансформации фольклорных формул, феерической динамике быстро меняющихся сцен, гротескных действиях персонажей-трансформеров, непрерывной лингвистической игре, включающей в себя каламбурное слово-употребление и смешение семантически разнородных слов по звуковому сходству, буквалистскую номинацию и языковые эксперименты с фразеологизмами и устойчивыми выражениями. Художественная модель мира в сказке Тюхтяевых основывается на игровом начале, воплощенном в речевых номинациях, сюжетосложении и системе персонажей. В соответствии с особенностями детской психологии и детского словотворчества оно строится на «перевертышах» (перевернуты речевые формулы, ситуационное поведение зоков), ассоциативных связях (слова связываются в неожиданные цепочки на основе звуковой ассоциации), парадоксальном смешении зоо- и антропоморфных черт в облике персонажей, карнавализации и юмористической стихии, пронизывающей все сказочные истории. Художественный хронотоп сказки имеет специфические черты. Организация времени предстает в виде череды дней, каждый из которых представляет собой новый воспитательный этап. Согласно подзаголовку произведения – «Пособие для детей по воспитанию родителей» – объектом воспитательных воздействий оказывается в конечном счете «взрослый» бада. Мифологизированное сказочное пространство в архаическом духе делится на «свое» и «чужое», ночное светило – луна – овеществляется, ее размеры сказочно сужены, и само небесное тело чудесным образом приближено к земле. Художественное пространство строится по фольклорно-архаическому коду. В соответствии с ним герои совершают путешествие из родного дома во внешний мир и обратно. Условно-гротескный мир сказки «Зоки и бада», ее смысловая многомерность, всеобъемлющее смеховое начало и торжество слова в ее художественном универсуме, черты лингвистического квеста, в котором забавно сокрушаются языковые нормы и законы привычного словоупотребления, позволяют заново открыть особый мир детства и наметить пути обретения гармонии и взаимопонимания между взрослыми и детьми.
Ключевые слова
Об авторах
М. ЕлеповаРоссия
Марина Юрьевна Елепова, доктор филологических наук, профессор
163002
Набережная Северной Двины, 17
Архангельск
Н. Кабанова
Россия
Наталия Григорьевна Кабанова, аспирант
163002
Набережная Северной Двины, 17
Архангельск
Список литературы
1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1977. 208 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 235 с.
4. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
5. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920–1980 гг.). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 184 с.
6. Гамидова С. Х. Фольклорные традиции и специфика литературной сказки // Наука через призму времени. 2018. № 5 (14). С. 105–108.
7. Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 332 с.
8. Тюхтяева И., Тюхтяев Л. Зоки и Бада. М.: Микрополь, 1993. 80 с.
9. Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994. 608 с.
Рецензия
Для цитирования:
Елепова М., Кабанова Н. Художественная модель мира в сказке Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):174-179. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-174-179
For citation:
Elepova M., Kabanova N. Artistic model of the world in the tale “Zoki and Bada” by Irina and Leonid Tyukhtyaevs. Philology and Culture. 2021;(1):174-179. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-174-179