Иллюстрация как способ создания кинематографического эффекта в цикле «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-185-189
Аннотация
В статье рассматриваются функции иллюстративного корпуса, способствующего созданию кинематографического эффекта в прозе Бориса Акунина. В ходе анализа выявлено, что в тексте цикла повестей «Смерть на брудершафт» иллюстративный корпус способствует утверждению инварианта окказионального жанра «роман-кино» и реализации в тексте принципов литературной кинематографичности. При этом иллюстрации не только выполняют дублирующую функцию визуализации описанных событий, но и утверждают дополнительную семантику в текстовом пространстве. Через иллюстрации создается аналог кинематографического сеанса, чему способствует включение визуального образа автора (Бориса Акунина) в роли тапера и / или бэнси, а также утверждается пространственное измерение книги. В то же время иллюстрации создают ситуацию, в которой происходит инверсия отношения «текст и изображение» для классической формы литературного произведения: так утверждается «первичность» визуального / кинематографического кода и «вторичность» вербального. И текст повестей цикла становится актом новеллизации визуального и – шире – кинематографического текста. Кроме того, иллюстративный корпус создает ситуацию (через генерирование аналога синематографического сеанса), при которой книга предстает аналогом социальной практики посещения кинотеатра, то есть ее чтение становится актом преодоления пространства, определенной его модели.
Ключевые слова
Об авторе
И. КуряевРоссия
Ильгам Рясимович Куряев, аспирант
430005
Большевистская, 6
Саранск
Список литературы
1. Акунин Б. Левиафан. М.: Захаров, 2020. 240 с.
2. Акунин Б. Смерть на брудершафт. Летающий слон / Цифровая книга. Изд-во: Abecca Global Inc, 2010.
3. Акунин Б. Смерть на брудершафт. «Мария», Мария… М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2011. 192 с.
4. Акунин Б. Смерть на брудершафт. Мука разбитого сердца. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 280 с.
5. Барт Р. Третий смысл. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 104 с.
6. Борис Акунин борется с пиратами // OpenSpace.ru : Архив. 2011. URL: http://os.colta.ru/news/details/31691/ (дата обращения: 30. 01. 2021).
7. Мартьянова И. А. Кинематограф русского текста. СПб.: Свое издательство, 2011. 240 с.
8. Куланов А. Бэнси – темная лошадка японского Немого // Искусство кино. 2013. No. 6. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2013/6-iyun/bensi-temnaya-loshadka-yaponskogo-nemogo (дата обращения: 30. 01. 2021).
9. Осьмухина О. Ю. Детектив 2000-х годов как полихудожественный текст : «Черный город» Б. Акунина // Пушкинские чтения–2013. Художественные стратегии классической и новой литературы : жанр, автор, текст. Материалы XVIII Международной научной конференции. Под общей ред. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. С. 55–59.
10. Осьмухина О. Ю. Специфика жанровой стратегии Бориса Акунина : жанровый аспект // Евразийское научное объединение. 2016. Т. 2. № 3 (15). С. 143–146.
11. Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Цикл повестей «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина в аспекте литературной кинематографичности // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 102–110.
12. Паперный В. З. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 416 с.
13. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.
14. Ямпольский М. Б. Оригинал пропадает и находится | Кино между музеем и Netflix // Сеанс. 2019. № 71. С. 94–105.
Рецензия
Для цитирования:
Куряев И. Иллюстрация как способ создания кинематографического эффекта в цикле «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):185-189. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-185-189
For citation:
Kuryaev I. Illustration as a way of creating a cinematic effect in B. Akunin’s cycle of novels “Brüderschaft with Death”. Philology and Culture. 2021;(1):185-189. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-185-189