Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Лингводидактический потенциал российских мультфильмов на занятиях по русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-237-243

Аннотация

   В статье рассматриваются преимущества использования видеоматериалов в иностранной аудитории. По мнению авторов, эффективным является использование на занятии по РКИ коротких мультфильмов, в том числе на начальном этапе обучения. Такая работа способствует повышению мотивации обучающихся, усвоению и закреплению нового и ранее изученного материала (лексического, грамматического, фонетического и страноведческого), а также развивает навыки аудирования, устной речи путем привлечения к участию в беседах и дискуссиях, делая процесс обучения в целом более интересным. Авторы предлагают методические разработки к мультфильму «Маша и медведь» (серии «Будьте здоровы!» и «Раз, два, три! Елочка, гори!»). Мультфильм предлагается к просмотру на занятии в рамках изучения соответствующих лексических тем. Работа проводится без языка-посредника. Целевая аудитория – курсанты подготовительного курса военного университета (дальнее зарубежье), возраст – 18-20 лет. Уровень владения языком – А1-А2. Представленные задания позволяют активизировать процесс преподавания, сделать занятия интересными и более динамичными. Авторы приходят к выводу, что использование короткометражных российских мультфильмов на занятии по русскому языку как иностранному способствует повышению эффективности обучения.

Об авторах

О. Шкурко
Омский автобронетанковый инженерный институт
Россия

Ольга Васильевна Шкурко, кандидат педагогических наук, доцент

644098

п. Черёмушки, 14 Военный городок

Омск



Ю. Мельник
Военный университет МО РФ
Россия

Юлия Александровна Мельник, кандидат филологических наук, старший преподаватель

123001

Б. Садовая, 14

Москва



Список литературы

1. Абдрахманова И. Э. Дидактические возможности аудиовизуальных средств как ретрансляторов российской культуры на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7 (75). С. 207–211.

2. Булгакова С. А. Работа с мультфильмом на уроке РКИ // Слово. Предложение. Текст : анализ языковой культуры. 2015. № 8. С.13–18.

3. Воробьева Г. В., Батурина Л. А. Язык кино в обучении иностранцев русской речи // Высшее образование в России. 2012. № 6. С.165– 167.

4. Дмитриева Д. Д. Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранных студентов русскому языку (на примере мультипликационных фильмов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 71–73.

5. Закарлюка В. А., Вашутина О. Ю. Формирование навыков аудирования при обучении русскому языку как иностранному с использованием аудиовизуального материала // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты.

6. Материалы III Международной научно-методической конференции : в 2 томах. Омский автобронетанковый инженерный институт. 2017. С. 237– 244.

7. Кашпирева Т. Б. Поговорим «Про любоff» : формирование лингвокультурной компетенции учащихся, изучающих русский язык как иностранный / Мир русского слова. 2017. № 3. С. 106–111.

8. Коноваленко И. В., Шкурко О. В. Работа с фильмом «Калашников» на уроках РКИ (предпросмотровая работа). // Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Сборник трудов XI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 53– 57.

9. Кочерова М. А., Сметанина О. А. Дидактические возможности использования мультипликационных фильмов в обучении русскому языку как иностранному // Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур. VI Международная научно-

10. практическая конференция. 2018. С.136–139.

11. Куркина А. С. Анимационные фильмы Александра Петрова в рамках уроков русского языка как иностранного // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. 2010. Т. 1. № 1. С. 130– 136.

12. Литвиненко Ю. Ю. Методический потенциал аудиовизуальных средств на занятиях по русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 4 (13). С. 81–82.

13. «Маша и медведь» (мультипликационный сериал). URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLXnIohISHNIuFE4V3He1eQupytiyqSMD- (дата обращения: 05. 11. 2020).

14. Мельник Ю. А. Мультфильм-сказка на занятии по русскому языку как иностранному : проблемный подход // Филология и культура. 2016. № 3 (45). С. 190–195.

15. Редькина О. Ю. «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова на уроках РКИ / Lingua mobilis. 2016. № 1 (54). С. 33–38.

16. Романова Н. Н., Амелина И. О., Черкашина Т. Т. Оптимизация работы с аутентичными аудиовидеоматериалами на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 2 (27). С. 83–92.

17. Саркисян И. Р. Коррекция фонетической интерференции учащихся-армян с помощью фонохрестоматий // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе. Материалы Третьей Международной научно-методической конференции. Москва: Изд-во “МГИМО – Университет”, 2014. С. 380–384.

18. Смелова Д. А., Уша Т. Ю. Мультипликационный фильм «Трое из Простоквашино» : Методическая разработка к аудиовизуальному курсу: Для студентов-иностранцев и преподавателей РКИ. СПб: Сударыня, 2005. 37 с.

19. Трушина Е. А. Работа с видеофрагментами из художественного фильма на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Проблемы модернизации современного высшего образования : лингвистические аспекты. Сборник материалов V Международной научно-методической конференции. Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева, Омский автобронетанковый инженерный институт. 2019. С. 326–331.

20. Федяева Е. В., Бесценная В. В. Использование видеоматериалов на занятиях РКИ (на примере видеофрагментов сериала «Кадетство») // Инновационное образование и экономика. 2015. № 19. С. 27–29.


Рецензия

Для цитирования:


Шкурко О., Мельник Ю. Лингводидактический потенциал российских мультфильмов на занятиях по русскому языку как иностранному. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):237-243. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-237-243

For citation:


Shkurko O., Melnik Yu. Linguodidactical potential of Russian cartoons in the classes of Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2021;(1):237-243. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-237-243

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)