Методы и приемы развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-254-260
Аннотация
Рассмотрено развитие содержания понятия «коммуникативная компетенция» в истории языкознания и теории и методики обучения русскому языку, дан обзор основных концепций ученых к трактовке термина, представлена структура коммуникативной компетенции у разных авторов. Рассмотрены современные технологии и дидактические материалы, формирующие коммуникативные навыки у учащихся. Проанализированы методы и технологии, способствующие формированию коммуникативной компетентности учащихся. Доказано, что коммуникативная компетенция является многокомпонентной и представляет собой совокупность языковой, дискурсивной, социолингвистической, прагматической, стратегической, социокультурной составляющих. В статье выявлены формы и методы, способствующие развитию коммуникативной компетенции в двух направлениях: устной и письменной. Особый интерес представляют инновационные технологии, методы и формы работы на уроке, так как их применение способствует творческому развитию и саморазвитию учеников. Отмечено, что формирование рассматриваемой коммуникативной компетенции обеспечивает развитие личности, которая способна осуществлять коммуникацию в разных культурных пространствах. Именно коммуникативная компетенция обеспечивает развитие творческой и конкурентоспособной личности, так как по мере усложнения работы с текстом происходит формирование практических навыков, приобщение к духовному миру и культуре родного языка, воспитание бережного отношения к языку. Сделан вывод о том, что развитие коммуникативной компетенции происходит в рамках реализации компетентностного и деятельностного подходов к обучению.
Об авторах
О. ЧупряковаРоссия
Ольга Анатольевна Чупрякова, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
С. Сафонова
Россия
Светлана Сергеевна Сафонова, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Д. Рахимова
Россия
Динара Ирековна Рахимова, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 122 с.
2. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. 371 с.
3. Бубнова Г.И., Морозова И.В. Компетентностный подход: методика оценивания речевой продукции // Вестник Москв. ун-та. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 112–119.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика : учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
5. Зияева С.А. Социолингвистическая компетенция как один из компонентов коммуникативной компетенции // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. 63 Междунар. науч.-практ. конф. № 6 (61). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 92–96.
6. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38–45.
7. Меркулова Л.В. Проблема речевой компетентности учителя в истории зарубежной педагогики XVI–XIX вв. 2004. № 3. С. 199–206.
8. Казарцева О.Н. Культура речевого общения. Теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Флинта, Наука. 1998. 496 с.
9. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. 2002. № 3. C. 105.
10. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2002. № 6. С. 17–23.
11. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб: Питер, 2002. 352 с. (Серия «Эффективный тренинг»).
12. Поташкина Ю.А. Обучение русскому языку в школе: концепция. Воронеж, 2001. 146 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чупрякова О., Сафонова С., Рахимова Д. Методы и приемы развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):254-260. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-254-260
For citation:
Chupryakova O., Safonova S., Rakhimova D. Methods and techniques for the development of students’ communicative competence in Russian language lessons. Philology and Culture. 2023;(2):254-260. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-254-260