Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Мифомодели национального бытия в романе Салавата Юзеева «Не перебивай мертвых»

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-111-119

Аннотация

В статье рассматриваются противоречивые вопросы культурной идентификации романа Салавата Юзеева «Не перебивай мертвых» в контексте современной теории транскультурации литературы, написанной на русском языке нерусскими (по национальности) писателями. Авторы уходят от неудачного и не отражающего мировоззренческие и эстетические реалии термина «русскоязычный писатель». Цель статьи определяется необходимостью в ходе аналитического исследования художественной модели мира в романе «Не перебивай мертвых» представить обоснованность и закономерность идентификации писателя как транскультурного автора, создающего национальную татарскую модель мира средствами русской лингвокультуры, но на основе ментальностных национальных и общих «советских» историософских мифов.

Мифопоэтический анализ представляется концептуальным для изучения транскультурных текстов, поскольку позволяет выявить родовые мифокорреляты м а т е р и н с к о й модели мира, сопряженной с иноэтнокультурной реальностью. Акцентированная в статье аналитика в рамках апофатической поэтики дает возможность рассматривать не только несогласуемые разнонациональные константы художественной транскультурной модели (пограничье русского и татарского этноса и этоса), но и полинациональные в особом формате единства – c o n c o r d i a d i s c o r s . В статье подчеркивается, что в случае с транскультурной литературой происходит не и з б ы в а н и е , а р а с ш и р е н и е генетической памяти за счет обретения иной культуры как своей.

Об авторах

Г. Т. Гарипова
Московский городской педагогический университет; Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
Россия

Гарипова Гульчира Талгатовна, доктор филологических наук, профессор

121069, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



Э. Ф. Шафранская
Московский городской педагогический университет
Россия

Шафранская Элеонора Федоровна, доктор филологических наук, профессор

121069, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



Список литературы

1. Женис Н., Киынова Ж. Транскультурный подход в рамках изучения национальной литературы // Вестник КазНУ. Серия филологическая. 2018. № 2 (170). С. 47–51.

2. Шафранская Э. Ф., Гарипова Г. Т. Тувинский текст в аспекте транскультурации // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2023. Т. 20. № 3. C. 497–514. DOI: 10.22363/2618-897X-2023-20-3-497- 514

3. Кабакчи В. В. Литератор между двух языков и двух культур // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016. № 2 (50). С. 70–75.

4. Монисова И. В., Сырысева Д. Ю. Роман Салавата Юзеева «Не перебивай мертвых» как проза кинематографиста // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2018. № 3 (23). С. 37–43.

5. Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литературы США конца ХХ века. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. 400 с.

6. Дударева М. А. Апофатическое литературоведение. Заметки нефилолога. М.: Меринос, 2021. 120 с.

7. Юзеев С. Не перебивай мертвых: Сборник. Казань: Татарское книжное изд-во, 2015. 226 с.

8. Дударева М. А. Танатологический дискурс русской словесности конца Нового времени. Введение в апофатику культуры. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 354 с.

9. Гарипова Г. Т. Феномен интегрального мышления и построение новационных методик литературоведческого исследования в современной научной парадигме // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 5. С. 467–474. DOI 10.33619/2414-2948/42/69

10. Пролетарская Луна // Родная Вятка. Краеведческий сайт. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/places/ 119496 (дата обращения: 15.06.2023).

11. Гуревич П., Спирова Э. Наука в горизонте апофатики // Философская антропология. 2019.Т. 5. № 1. С. 6–25. DOI: 10.21146/2414-3715-2019-5-1-6-25.

12. Шафранская Э. Ф. Современная русская проза: Мифопоэтический ракурс. М.: Ленанд, 2015. 216 с.

13. Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 379 c.

14. Шафранская Э. Ф., Гарипова Г. Т., Смирнова А. И. Метафоры остановившегося времени в современной литературе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 4. С. 132–142. DOI 10.20339/PhS.4-22.132.

15. Ильин В. Н. Вавилон и Иерусалим. Демоническое и святое в литературе. СПб.: Русский мир, 2011. 720 с.

16. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. СПб.: Савитри, 1993. 346 с.

17. Михайлова М. В. Эстетика классического текста. СПб.: Алетейя, 2012. 345 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гарипова Г.Т., Шафранская Э.Ф. Мифомодели национального бытия в романе Салавата Юзеева «Не перебивай мертвых». Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(4):111-119. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-111-119

For citation:


Garipova G.Т., Shafranskaya Е.F. Myth models of the national being in the novel “Do Not Interrupt the Dead” by Salavat Yuzeev. Philology and Culture. 2023;(4):111-119. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-74-4-111-119

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)