Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Особенности оценки сложности учебных текстов для школьников

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-17-23

Аннотация

Вопрос исследования сложности учебных текстов, определения их читабельности и соответствия текстов уровню владения языком в последнее время всё чаще рассматривается с точки его образовательного значения в преподавании школьных дисциплин, так как крайне важно правильно подобрать материал, необходимый для обучения учащихся. В данном случае необходимо отметить, что при исследовании этой проблемы происходит взаимодействие лингвистики, с одной стороны, и методики обучения – с другой. Учебный текст представляет собой особый вид вторичного текста, который обладает рядом важных функций, среди которых, прежде всего, выделяют информативную, когнитивную и культурологическую. Учебный текст несёт в себе не только новую информацию, но и оказывает воспитательное и развивающее воздействие на учащихся.

Любой текст обладает множеством характеристик, непосредственно связанных с пониманием прочитанного текста. Лингвисты к таким характеристикам относят трудность, читабельность и сложность текста. Особенности оценки сложности учебных текстов связаны именно с этими базовыми характеристиками. Обращаясь к исследованиям данных лингвистических феноменов, стоит отметить, что в науке до сих пор нет чёткого разграничения каждого из этих трёх понятий. Часто среди учёных происходит их смешение. Именно поэтому целью данного исследования является представление подходов в разграничении данных характеристик текста. Особенности оценки сложности учебных текстов выявляются именно на основе этих ключевых характеристик.

Исследование сложности учебных текстов было произведено нами на примере учебников физики для средней школы. Анализ текста был выполнен с помощью автоматического анализатор Rulingva. В данном исследовании показана работа данной программы и представлены результаты анализа, которые позволяют сделать вывод о том, что использование анализатора Rulingva может быть полезно не только учёным-лингвистам, но и учителям, разработчикам КИМ для государственных экзаменов по любой учебной дисциплине.

Об авторе

М. А. Донцов
Казанский федеральный университет
Россия

Донцов Максим Андреевич – аспирант.

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Казачкова М. Б. Эклектика институционального дискурса: норма или нарушение? / М. Б. Казачкова, М. И. Солнышкина, Т. Е. Калинкина // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2015. № 12-1. С. 164–168.

2. Kincaid J. P. Derivation of new readability formulas (Automated Readability Index, Fog Count and Flesch Reading Ease Formula) for navy enlisted personnel / J.P. Kincaid, R.P. Fishburne, R.L.Rogers, B.S. Chissom // Naval technical training command. Memphis, TN: Naval Air Station. 1975. 40 p.

3. Оборнева И. В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров: дис. … канд. пед. наук: Москва, 2006. 165 c.

4. Розенберг Н. М. Использование научной терминологии в школьных учебниках // Проблемы школьного учебника: сб. науч. тр. М.: Просвещение, 1978. Вып. 6. С. 73–84.

5. Сохор А. М. Сравнительный анализ учебных текстов (на материале учебников физики) // Проблемы школьного учебника: сб. науч. тр. М.: Просвещение, 1975. Вып. 3. С. 104–117.

6. Мацковский М. С. Проблемы читабельности печатного материала // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / отв. ред. Т. М. Дридзе, А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. С. 126–142.

7. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. 119 с.

8. Солнышкина М. И. Инструменты оценки сложности текста: современная парадигма / М. И. Солнышкина, Э. В. Гафиятова, М. Б. Казачкова // Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова, Липецк, 01–02 декабря 2020 года / Под общей редакцией В. Б. Царьковой, А. А. Люлюшина. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 251–263.

9. Донцов М. А. Инструменты измерения и оценки сложности учебных текстов //Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания: Сб. материалов VII Международного научного семинара (Казань 30-31 марта 2023 года) / под ред. В. Н. Васильевой. Казань: Издательство Казанского университета, 2023. С. 28–33.

10. Пурышева Н. С. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. 222 с.

11. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009, 1087 с.


Рецензия

Для цитирования:


Донцов М.А. Особенности оценки сложности учебных текстов для школьников. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):17-23. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-17-23

For citation:


Dontsov M.A. Assessment features for complexity of educational texts for schoolchildren. Philology and Culture. 2024;(1):17-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-17-23

Просмотров: 235


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)