Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Способы прагматического фокусирования негативного имиджа России в американском медиадискурсе

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-40-46

Аннотация

В статье представлено краткое исследование способов фокусирования негативного имиджа России в современном американском медиадискурсе – газетных публикациях 2012–2017 г.г. Рассматриваются речевые стратегии, тактики воздействия на общественное сознание, а также языковые средства, актуализирующие данные способы представления информации. Целью статьи является анализ наиболее репрезентативных способов прагматического фокусирования мировой угрозы, исходящей, по мнению авторов публикаций, от российского государства. Для ее достижения были выявлены наиболее популярные тактики речевого воздействия и способы их актуализации на лексическом, синтаксическом и композиционном уровнях текста. Установлено, что наиболее рекуррентными способами реализации авторской интенции, направленной на создание враждебного имиджа России, являются: навязывание пропозиций, демонизация образа страны, отсутствие указания на референта, сокрытие каузальных связей, создание семантической избыточности и эффекта синергизма, использование инвективных ярлыков.

Актуализация данных тактик осуществляется посредством обращения автора к следующим вербальным средствам: десемантизированным аффективам, негативно-окрашенной лексике, идиомам, фразовым глаголам, метафоризации, повтору на лексическом уровне; сложным синтаксическим построениям, безличным конструкциям, пассивному залогу, инверсии и антитезе на синтаксическом уровне; а также при помощи снижения стилистического регистра некоторых фрагментов текстов до разговорного уровня с целью обеспечения процесса понимания транслируемых смыслов в контексте авторской интенции.

Об авторах

Е. М. Семенова
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Семенова Елена Михайловна - доктор филологических наук, доцент.

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44



Т. Ф. Зейналова
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический Университет)
Россия

Зейналова Туркан Фахраддин кызы - старший преподаватель.

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 24-26/49



Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений М.: Аспект Пресс, 2012. 229 с.

2. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер. 2000. 225 с.

3. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пос. М: Аспект Пресс, 2002. 223 с.

4. Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде: дис... канд. психолог. наук: Москва, 2005. 217 с.

5. Дагаева Е. А. Имидж как социально-коммуникативный феномен: методология изучения // Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2014. Вып. 1 (19). С. 43–47.

6. Кумышева Р.М. Содержание и структура имиджа страны с теоретических и методологических позиций. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 1 (830). С.196–208.

7. Чернявская В. Е., Молодыченко Е. Н. История в дискурсе политики: лингвистический образ «своих» и «чужих». М.: ЛЕНАНД, 2018. 200 с.

8. Choosing Hope: President Obama’s Address to the United Nations. September 24, 2014. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2014/09/24/choosing-hope-president-obama-s-address-united-nations (дата обращения: 21.01.2024).

9. Weir F. Russia to Romney: How could we be your No. 1 enemy? // Christian Science Monitor, March 28, 2012. URL: https://www.csmonitor.com/World/Europe/2012/0328/Russia-to-Romney-How-could-we-be-your-No.-1-enemy (дата обращения: 21.01.2024).

10. Dawisha K. Bad-Mannered Russians in the West New York Times, December 3, 2014. URL: https://www.nytimes.com/2014/12/04/opinion/bad-mannered-russians-in-the-west.html (дата обращения: 20.01.2024).

11. Weir F. Why half of Russians regret the 1991 August Coup Christian Science Monitor, August 22, 2011. URL: https://www.csmonitor.com/World/Europe/2011/0822/Why-half-of-Russians-regret-the-1991-August-Coup (дата обращения: 21.01.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Семенова Е.М., Зейналова Т.Ф. Способы прагматического фокусирования негативного имиджа России в американском медиадискурсе. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):40-46. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-40-46

For citation:


Semenova E.M., Zeinalova T.F. Pragmatic focusing techniques of negative Russia image in American media discourse. Philology and Culture. 2024;(1):40-46. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-40-46

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)