Эволюция эргонимов города Елабуги
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-60-66
Аннотация
В статье представлены особенности эргонимии г. Елабуги 1897–2022 гг. Целью работы является сопоставление трех пластов елабужского эргонимикона для выявления закономерностей образования имён собственных. В ходе исследования было проанализировано более 300 названий городских объектов, отражающих историческую эпоху XIX–XXI веков. Материалом исследования послужили рекламные тексты, газеты «Камскíй листокъ объявленíй», «Сталинский путь», «За пятилетку», «Новая Кама», а также современные наименования объектов инфраструктуры города. В основу исследования легли исторический, описательный методы – при изучении языковых фактов и историко-культурного процесса; сравнительно-сопоставительный метод – для выявления разных подходов к изучению эргонимов и их классификаций; систематизация способов образования эргонимов, метод контекстуального анализа – в рамках изучения изданий периодической печати XIX – XX вв.; метод трансформаций – для выявления функциональных возможностей онимов. Теоретическая значимость проанализированного материала заключается в уточнении понятия «эргоним» и классификации эргонимов. Практическая значимость заключается в исследовании особенностей возникновения эргонимов и закономерностей их изменения во времени. Полученные результаты подтвердили мысль о том, что эргонимы представляют собой отдельную группу онимов, которые эволюционируют с течением времени, отвечая на запросы общества.
Об авторе
К. Ю. ЮриковаРоссия
Юрикова Камилля Юрьевна - аспирант, Елабужский институт КФУ, учитель русского языка и литературы, образовательная школа «Университетская» Елабужского института КФУ.
423604, Елабуга, Казанская, 91
Список литературы
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969. 606 с.
2. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии // Отв. ред. А. В. Суперанская. Изд. 2–е, перераб. и доп. М.: Наука, 1988. 192 с.
3. Трифонова Е. А. Названия деловых объектов: семантика, прагматика, поэтика: автореф. дис… д-ра филол. наук: Волгоград, 2006. 24 с.
4. Разумов Р. В. К вопросу об упорядочении терминологии в области эргонимии // Ономастика Поволжья: матер. конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. С. 46–51.
5. Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: автореф. дис… д-ра. филол. наук: Волгоград, 2000. 76 с.
6. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимии. URL: http://vestniksamgu.ssau.ru/gum/1998web1/plog/199811801.html (дата обращения: 08.02.2023).
7. Стародубцева В. В. Номинация внутригородских предприятий и учреждений в современном русском языке (на материале ойкодомонимов г. Ульяновска): автореф. дис. … канд. филол. наук: Москва., 2003. 21 с.
8. Трапезникова А. А. К вопросу о классификации эргонимов (на материале коммерческих наименований Красноярска) // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2 (14). С. 68–70.
9. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: ЛКИ, 2007. 366 с.
10. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград: Перемена, 2004. 288 с.
11. Емельянова А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы): автореф. дис. … канд. филол. наук: Уфа, 2007. 23 с.
12. Новичихина М.Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации: автореф. дис… д-ра. филол. наук: Воронеж, 2004. 37 с.
13. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 4–47.
14. Шмелева Т. В. Рекламный модульный текст в медиа: визуальный аспект // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 226–238.
15. Быкова Е. В. Принципы анализа модульного текста (к постановке вопроса) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2006. № 1. С. 103–106.
16. Замальдинов В. Е. Новообразования-гибриды в текстах современной медиакоммуникации. Медиалингвистика. 2022. №9 (3). С. 210–219. URL: https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.303 (дата обращения: 30.11.2023)
17. Романова Т. П. Эволюция типов рекламных имен в истории русской эргонимии (XIX– начала XX вв.) // Вестник Самарского государственного университета. 2006. С. 174–180.
18. Суперанская А. В. Что такое топонимика? М.: URSS, 2010. 175 с.
Рецензия
Для цитирования:
Юрикова К.Ю. Эволюция эргонимов города Елабуги. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):60-66. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-60-66
For citation:
Yurikova K.Yu. Evolution of Yelabuga City Ergonyms. Philology and Culture. 2024;(1):60-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-60-66