Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Образ мира как чужой игры в литературе космического ужаса

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-72-80

Аннотация

Космический ужас – направление в литературе хоррора, имеющее дело с отказом от антропоцентризма и изображением непознаваемой равнодушной вселенной, полной гносеологических аномалий. В контексте космического ужаса человек нередко характеризуется как игрушка неведомых сил, что, однако, может восприниматься как внутреннее противоречие: концепция «игры» сама по себе ассоциируется со «слишком человеческим»; более того, далека от равнодушия как одной из центральных категорий космического ужаса. В то же время свидетельства эволюционной биологии говорят о том, что игровое поведение присуще не только людям – а соответственно, гипотетически допустимо и как атрибут нездешних сверхчеловеческих сущностей. Следовательно, представляется закономерным, что неантропоцентричный мир все еще допускает изображение в игровых терминах. Такое изображение не тождественно конспирологии: их отличают внутренняя мотивировка и в некоторых случаях масштаб; однако мир-как-чужая-игра и теории заговора – родственные формы описания реальности и как таковые могут пересекаться. Показав важность интересующего экзистенциала в творчестве ключевого автора направления – Г.Ф. Лавкрафта, исследование переходит к произведениям Т. Лиготти, Л. Баррона, М. Подлевского и Д. Вонга (Дж. Парджина), демонстрируя различные ипостаси мира-как-чужой-игры в литературе космического ужаса.

Об авторе

М. Ф. Васильев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Васильев Михаил Федорович – исследователь.

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9



Список литературы

1. Moreland S. The Birth of Cosmic Horror from the S(ub)lime of Lucretius // New Directions in Supernatural Horror Literature. H. P. Lovecraft and His Influence. Springer International Publishing, Palgrave Macmillan. 2018. P. 13–42.

2. Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия. Пермь: Гиле-пресс, 2020. 258 с.

3. Сорочан А. Ю. Странная классика: weird fiction и проблемы исторической поэтики. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. 384 с.

4. Джоши С. Т. Лавкрафт. Я – Провиденс. Книга 2. М.: Эксмо, 2023. 704 с., 8 л. ил.

5. Newell J. A Century of Weird Fiction, 1832–1937: Disgust, Metaphysics and the Aesthetic of Cosmic Horror. University of Wales Press, 2020. 242 (x) p.

6. Cisco M. Bizarre Epistemology, Bizarre Subject: A Definition of Weird Fiction // New Directions in Supernatural Horror Literature. H. P. Lovecraft and His Influence. Springer International Publishing, Palgrave Macmillan. 2018. P. 191–208.

7. Rosen M. Introduction: On the Diseases of the Head // Diseases of the Head. Essays on the Horror of Speculative Philosophy. Punctum Books, 2020. P. 13–42.

8. Такер Ю. Ужас философии: в 3 т. Т. 1: В пыли этой планеты. Пермь: Гиле Пресс, 2017 г. 184 с.

9. Елисеев Г. А. Лавкрафт. Певец бездны. М.: Вече, 2014. 288 с.

10. Asma S. T. Monsters on the Brain: An Evolutionary Epistemology of Horror // Social Research. 2014. Vol. 84. No. 4. P. 941–968.

11. Burghardt G. M. The Genesis of Animal Play: Testing the Limits. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press; London: A Bradford Book, 2005. 501 (xviii) p.

12. Mariconda S. J. How to Read Lovecraft // Lovecraft Annual. No. 11 (2017). P. 179–182.

13. Mariconda S. J. How to Read Lovecraft. Number 2 // Lovecraft Annual. 2018. No. 12. P. 174–179.

14. Mariconda S. J. How to Read Lovecraft. Number 3: Play and the Eternal Youth // Lovecraft Annual. 2019. No. 13. P. 204–214.

15. Mariconda S. J. How to Read Lovecraft. Number 4: Incompetence or Irony? // Lovecraft Annual. 2020. No. 14. P. 77–82.

16. Mariconda S. J. How to Read Lovecraft. Part 5: Playing in the Deep Time; or, The Game of Writing and Reading // Lovecraft Annual. 2021. No. 15. P. 244–252.

17. Lovecraft H. P. The Dream-Quest of Unknown Kadath // H. P. Lovecraft. The fiction. Complete and unabridged. New York, Barns & Noble, 2008. P. 409–489.

18. Джоши С. Т. Лавкрафт. Я – Провиденс. Книга 1. М.: Эксмо, 2022. 800 с., 8 л. ил.

19. Спрэг де Камп Л. Лавкрафт: Живой Ктулху [Биография]. М.: АСТ, 2019. 656 с.

20. Lovecraft H. P. The Whisperer in Darkness // H. P. Lovecraft. The fiction. Complete and unabridged. New York, Barns & Noble, 2008. P. 668–723.

21. Butter M., Knight P. General Introduction // Routledge Handbook of Conspiracy Theories. London, New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2020. P. 1–8.

22. Wilson E. The Republic of Cthulhu: Lovecraft, the Weird Tale, and Conspiracy Theory. Punctum Books, 2016. 183 p.

23. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры // Й. Хёйзинга. Осень Средневековья. Homo ludens. Эссе. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. С. 511–708.

24. Butter M. Conspiracy theories in American history // Routledge Handbook of Conspiracy Theories. London, New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2020. P. 648–659.

25. Ligotti T. The Frolic // T. Ligotti. Songs of Dead Dreamer and Grimscribe. New York: Penguin Books, 2015. P. 3–18.

26. Ligotti T. Masquerade of a Dead Sword: A Tragedie // T. Ligotti. Songs of Dead Dreamer and Grimscribe. New York: Penguin Books, 2015. P. 151–171.

27. Лиготти Т. Маскарад мертвого мечника // Т. Лиготти. Песни мертвого сновидца. Тератограф. М.: АСТ, 2018. С. 229–257.

28. Лиготти Т., Агеев А. Томас Лиготти: «Самое страшное – это быть живым». URL: https://darkermagazine.ru/page/tomas-ligotti-samoe-strashnoe-eto-byt-zhivym (дата обращения: 20.02.2023).

29. Ligotti T. The Greater Festival of Masks // T. Ligotti. Songs of Dead Dreamer and Grimscribe. New York: Penguin Books, 2015. P. 211–218.

30. Ligotti T. The Last Feast of Harlequin // T. Ligotti. Songs of Dead Dreamer and Grimscribe. New York: Penguin Books, 2015. P. 255–295.

31. Barron L. Old Virginia // L. Barron. The Imago Sequence and Other Stories. San Francisco: Night Shades Books, 2009. P. 1–18.

32. The Children of Old Leech: A Tribute to the Carnivorous Cosmos of Laird Barron. Petaluma (CA): Word Horde, 2014. 344 p.

33. Barron L. The Croning. San Francisco: Night Shades Books, 2012. 246 p.

34. Баррон Л. Инициация. М.: АСТ, 2017. 445, [1] с.

35. Podlewski M. Głębia. Tom 4. Bezkres. URL: https://www.google.ru/books/edition/G%C5%82%C4%99bia_Bezkres/-35-DwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0 (дата обращения: 05.02.24).

36. Wong D. John Dies at the End. NY: St. Martin’s Griffin, Thomas Dunn Books, 2010. 472 p.

37. Вонг Д. В финале Джон умрет. М.: АСТ: Астрель, 2012. 508, [4] с.

38. Wong D. What The Hell Did I Just Read: A Novel of Cosmic Horror. New York: St. Martin’s Press, 2017. 375 p.

39. Вонг Д. Что за чушь я сейчас прочитал: роман о космическом ужасе / Джейсон Парджин (он же Дэвид Вонг). Перев. с англ. Д. Ириновой. М.: АСТ, 2021. 512 с.

40. Wong D. This Book Is Full of Spiders: Seriously, Dude, Don’t Touch It. NY: St. Martin’s Press, Thomas Dunn Books, 2012. 406 p.

41. Pargin J. If This Book Exists, You’re in the Wrong Universe. URL: https://www.kobo.com/ww/en/ebook/if-this-book-exists-you-re-in-the-wrong-universe (дата обращения: 20.11.22).


Рецензия

Для цитирования:


Васильев М.Ф. Образ мира как чужой игры в литературе космического ужаса. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):72-80. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-72-80

For citation:


Vasilev M.F. Representation of the world as other’s play in the cosmic horror literature. Philology and Culture. 2024;(1):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-72-80

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)