Синтетическая природа лирических произведений Н.А. Львова в фокусе концепта «праздник»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-94-98
Аннотация
В данной статье рассматривается своеобразие воплощения диалога искусств в творческом наследии Н.А. Львова (1753–1803) на материале лирических произведений писателя-новатора, предназначенных для вокального исполнения: «Зима» (1796), «Дуэты. На музыку Жирдини в Лондоне печатанную» (1791), «Слова под готовую музыку Зейдельмана. Дуэт» (1793), «Песня для цыганской пляски» (1789). Методы проведенных исследований: биографический, историко-функциональный и историко-типологический. В ходе исследования было выявлено, что синтез искусств является смыслообразующим и формообразующим элементом поэтики Н.А. Львова. Писатель сумел совместить литературный код с геномом целого ряда иных, порою даже антонимичных, областей искусства, что в конечном счете поспособствовало созданию уникального произведения, отличительной чертой короткого стала эклектика. Так, посредством активного использования в своем творчестве кода музыкального искусства Н.А. Львов сумел не просто интегрировать две области искусства, но и создал качественно новый формат музыкально-литературного искусства, обладающий мощным эстетическим потенциалом. Наглядным примером тому служит лирическое произведение с лаконичным названием «Зима» (1796). Кроме того, как показал анализ, поэту удалось органично внедрить в произведение праздничный концепт языческого извода, во многом это было обусловлено жанровой природой текста. Осознавая множественность точек соприкосновения между литературой и живописью, Львов стремился выработать различные механизмы сближения: к примеру, используя при создании словесной ткани поэтического текста инструментарий изобразительного искусства, благодаря чему стихотворные произведения приобретают особую колористику и живописность. Данное явление мы можем наблюдать в «Дуэте. На музыку Жирдини в Лондоне печатанную» (1791) и в «Словах под готовую музыку Зейдельмана» (1793). Будучи новатором, Н.А. Львов предпринял попытку соединить различные виды искусства – динамический (литературу) и пространственно-временной (хореографию). Примером подобного рода эксперимента является «Песня для цыганской пляски», в геноме которой, к слову говоря, вновь прослеживается характерный для творчества Н.А. Львова мотив праздника.
Об авторе
И. А. ТарасовРоссия
Тарасов Илья Александрович – ассистент.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Львов Н. А. Избранные сочинения. СПб.: Пушкинский дом, 1984. 422 с.
2. Алексеев М. П. Взаимодействие литературы с другими видами искусства как предмет научного изучения // Русская литература и зарубежное искусство. Л.: Наука, 1986. С. 5–19.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура, 2007. 392 с.
4. Банников Е. А. Славянские праздники и обряды. СПб.: Гелиос, 2010. 407 с.
5. Ванслов В. В. Синтез искусств как эстетическая проблема // На путях к красоте. О содружестве искусств. М.: Изобразительное искусство, 1986. С. 20–29.
6. Глумов А. Н. Н.А. Львов. М.: Слово,1980. 347 с.
7. Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2000. 198 с.
8. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о поэзии и живописи / пер. с фр. Ю. Н. Стефанова; коммент. Ю. Н. Стефанова, С. А. Ошерова. М.: Искусство, 1976. 766 с.
9. Елина Е. А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства. Волгоград: Мост, 2003. 326 с.
10. Зверева Т. В. Взаимодействие слова и пространства в русской литературе второй половины XVIII века. Ижевск: Удмуртский университет, 2007. 328 с.
11. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII–XVIII вв. М.: Наука, 1990. 293 с.
12. Милюгина Е. Г. Н.А. Львов. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века: дис. … д-ра филол. наук. Тверь: Изд-во Тверского государственного ун-та, 2009. 405 с.
13. Пашкуров А. Н. История русской литературы XVIII века: в 2 ч. Ч. 2: учебник. 2-е изд, стер. М.: ФЛИНТА, 2017. 536 с.
14. Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII– XVIII веков: из истории песенной силлабической поэзии. М.: Наука, 1958. 112 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасов И.А. Синтетическая природа лирических произведений Н.А. Львова в фокусе концепта «праздник». Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):94-98. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-94-98
For citation:
Tarasov I.A. The synthetic nature of N. Lvov’s lyrical works in the focus of the “holiday” concept. Philology and Culture. 2024;(1):94-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-94-98