Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Особенности подготовки будущих учителей русского языка в педагогическом вузе с учетом персонализации обучения

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-124-130

Аннотация

Авторы статьи исследуют проблему персонализированного обучения студентов педагогического вуза в условиях перехода современного образования на качественно новый уровень. В условиях отхода от Болонской системы перед высшим образованием поставлены новые задачи, реализация которых требует существенного обновления рабочих программ всех учебных дисциплин за счет привлечения современных подходов, методов и учебно-методических пособий, разработки методических рекомендаций для авторских курсов в соответствии с новыми требованиями. Новизна предлагаемого исследования заключается в том, что авторы предлагают включить элементы персонализации в обучение дисциплинам методического цикла в педагогическом вузе (на примере развития гибких навыков). В связи с этим в статье рассматривается персонализация обучения как вектор современного образовательного процесса; компетентностный подход к обучению на новом этапе; анализируется компетентностная модель образовательных программ. Представленный дидактический материал для проведения занятий по дисциплине «Методика преподавания русского языка» разработан с учетом персонализации образования и направлен на развитие гибких навыков у студентов. Широкий спектр предлагаемых заданий, несомненно, потребует от обучающихся дополнительных знаний и большого объема самостоятельной работы, что, в свою очередь, позволит индивидуализировать обучение для студентов с разным уровнем подготовки и поможет им построить собственную образовательную траекторию.

Об авторах

А. Н. Бренчугина-Романова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Бренчугина-Романова Анна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент.

119435, Москва, М. Пироговская, 1



Л. О. Денисова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Денисова Лариса Оганесовна - кандидат педагогических наук, доцент.

119435, Москва, М. Пироговская, 1



Список литературы

1. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 N АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 01.06.2023)

2. Ректор МПГУ рассказал о программах подготовки учителей. URL: https://na.ria.ru/20221031/mpgu-1828105111.html (дата обращения: 01.06.2023)

3. Компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога. URL: https://e-ecolog.ru/docs/Sv9BxwBHFi1ZG1WPv33SC/68 (дата обращения: 01.06.2023)

4. Бренчугина-Романова А. Н., Денисова Л. О. От интегрирования современных педагогических технологий – к персонализированному обучению: развитие гибких навыков обучающихся средствами русского языка // Методика сотрудничества в обучении русскому языку: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 25–26 марта 2022 г. / науч. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко ; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов, С. С. Фролкова [Электронное издание сетевого распространения]. Москва : Издательство МПГУ, 2022. С. 134–141.

5. Бурняшов Б. А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26078 (дата обращения: 12.03.2022)

6. Грачев В. В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazovaniya-v-usloviyah-globalnogoperehoda-k-veb-stilyu-zhizni (дата обращения: 09. 03.2022)

7. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке: Обзор современных научных исследований // Наука и образование: Современные тренды. 2015. № 2(8). С. 172–187.

8. Загвязинский В. И. О социальной значимости и востребованности педагогических исследований // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 4–19.

9. Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / под ред. М. Б. Есауловой. СПб.: СПГУТД, 2010. 160 с.

10. Стародубцев В. А. Формирование персональной 4D образовательной среды // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: Материалы XV международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 28 февраля - 4 марта 2022 г. Екатеринбург: Издательство РГИИУ, 2022. С. 144–148.

11. Сафонова М. А., Сафонов А. А. Персонализация образования в России // Педагогика. 2020. № 11. С. 5–14.

12. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел 2. Педагогические науки. 2020. Т. 14, № 4. С. 84–90.

13. Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования: методическое пособие / под ред. Д. С. Ермакова; АНО «Платформа новой школы». М.: Издательство АНО «Платформа новой школы», 2019. 56 с.

14. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения русскому языку» // МПГУ/ Главный портал МПГУ/ Рабочие программы учебных дисциплин. URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-filologii-i-inostrannyih-yazyikov/ob-institute/napravleniya-profili-dnevnoe-ochnoe-otdelenie/rabochie-programmyi-uchebnyih-distsiplin/ (дата обращения: 01.11.2023)

15. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. URL: https://edpolicy.ru/personalized-education (дата обращения: 12.03.2022).

16. Амантай Ж. А., Ермаков Д. С. Исследования в области формирования «гибких» навыков у студентов вузов // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 238–245.

17. Краузе П. Персонализация опыта обучения онлайн. URL: https://vbudushee.ru/library/personalizatsiya-opyta-obucheniya-onlayn / (дата обращения: 08. 03.2022)

18. Moodle. URL: https://moodle.com/ дата обращения: 01.06.2023)

19. Архитектура цифровых платформ для защищённых ЦОД (часть 1). Общие подходы и используемые технологии:учебное пособие / В. А. Докучаев, С. В. Запольских, В. В. Маклачкова, В. М. Матросов, А. В. Шведов, О. В. Щербина / Под ред. д.т.н., проф. В. А. Докучаева; МТУСИ. М.: Издательство МТУСИ, 2021. 90 с.

20. Стародубцев В. А. Персонализация виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-virtualnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 08. 03.2022)

21. Создание онлайн-курсов: подборка конструкторов, которые позволяют это сделать. URL: https://skillbox.ru/media/education/sozdanie-onlaynkursov-podborka-konstruktorov-kotorye-pozvolyayut-eto-sdelat/ (дата обращения: 01.06.2023)


Рецензия

Для цитирования:


Бренчугина-Романова А.Н., Денисова Л.О. Особенности подготовки будущих учителей русского языка в педагогическом вузе с учетом персонализации обучения. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):124-130. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-124-130

For citation:


Brenchugina-Romanova A.N., Denisova L.O. Personalized education: Features of training future teachers of the Russian language in a pedagogical university. Philology and Culture. 2024;(1):124-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-124-130

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)