Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Вовлечение чат-ботов в процесс обучения иностранным языкам

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-149-158

Аннотация

Применение инновационных технологий является неотъемлемой частью современного образования. Особый интерес вызывают нейросетевые технологии, которые активно внедряются в образовательную среду. Чат-боты используются для получения и закрепления знаний, проверки усвоения материала, изучения иностранных языков, организации образовательного процесса и пр. Применение генеративного ИИ повышает эффективность образования, способствует улучшению навыка и росту мотивации учащихся. Одной из самых популярных и перспективных генеративных нейросетей является ChatGPT. Использование данного чат-бота в образовании получает противоречивые отзывы. В настоящей статье рассматриваются возможности использования чат-ботов в обучении иностранным языкам, а также предпринимается попытка применения ChatGPT как вспомогательного инструмента для составления учебного пособия по аудированию для студентов, изучающих английский язык как иностранный. Далее проводится анализ преимуществ и недостатков использования ChatGPT для подготовки учебного материала и даются рекомендации для эффективной эксплуатации данного инструмента. В результате было установлено, что в целом использование ChatGPT оптимизирует процесс подготовки учебного материала для студентов уровня intermediate. Тем не менее необходимо учитывать ряд особенностей, таких как языковой регистр, стилевые характеристики текста, смысловая разбивка текста, возможность допущения нейросетью различных ошибок и др. В итоге мы пришли к выводу о том, что исследуемый чат-бот при правильном использовании в процессе обучения иностранным языкам может стать эффективным виртуальным помощником для методиста.

Об авторе

Е. В. Комарова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Комарова Елена Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент.

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Мандель Б. Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение // Образовательные технологии (г. Москва). 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-i-ih-primenenie (дата обращения: 06.06.2023).

2. Wollny S. et al. Are we there yet? – A systematic literature review on chatbots in education // Frontiers in artificial intelligence. 2021. Т. 4. С. 654924.

3. Lester J. C., Converse S. A., Kahler S. E., Barlow S. T., Stone B. A., and Bhogal R. S. The Persona Effect: Affective Impact of Animated Pedagogical Agents // Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human factors in computing systems. Atlanta, Georgia, USA. March 22–27. 1997. (ACM). P. 359–366.

4. McLoughlin C., and Oliver R. Maximising the Language and Learning Link in Computer Learning Environments. Br. J. Educ. Tech. 29 (2), 1998. P. 125–136. doi:10.1111/1467-8535.00054.

5. Winkler R., and Soellner M. Unleashing the Potential of Chatbots in Education: A State-Of-The-Art Analysis. in Academy of Management Annual Meeting Proceedings 2018. 2018 (1), 15903. doi: 10.5465/AMBPP.2018.15903abstract.

6. Hobert S., and Meyer von Wolff R. Say Hello to Your New Automated Tutor – A Structured Literature Review on Pedagogical Conversational Agents // 14th International Conference on Wirtschaftsinformatik, Siegen, Germany. Feb 23–27. 2019. Editors V. Pipek and T. Ludwig, (AIS).

7. Hobert S. How Are You, Chatbot? Evaluating Chatbots in Educational Settings - Results of a Literature Review // 17. Fachtagung Bildungstechnologien, DELFI 2019 – 17th Conference on Education Technologies, DELFI 2019, Berlin, Germany. Sept 16–19. 2019. Editors N. Pinkwart and J. Konert, 259–270. doi: 10.18420/delfi2019_289.

8. Jung H., Lee J., and Park C. Deriving Design Principles for Educational Chatbots from Empirical Studies on Human-Chatbot Interaction. J. Digit. Contents Society, 21. 2020. P. 487–493. doi: 10.9728/dcs.2020.21.3.487.

9. Pérez J. Q., Daradoumis T., and Puig J. M. M. Rediscovering the Use of Chatbots in Education: A Systematic Literature Review. Comput. Appl. Eng. Educ. 28, 2020. P. 1549–1565. doi:10.1002/cae.22326.

10. Smutny P., and Schreiberova P. Chatbots for Learning: A Review of Educational Chatbots for the Facebook Messenger. Comput. Edu. 151, 103862. 2020. doi: 10.1016/j.compedu.2020.103862.

11. Pérez-Marín D. A Review of the Practical Applications of Pedagogic Conversational Agents to Be Used in School and University Classrooms. Digital 1 (1), 202. P. 118–33. doi:10.3390/digital1010002.

12. Hatwar N., Patil A., and Gondane D. AI based chatbot. Int. J. Emerg. Trends Eng. Basic Sci. ISSN. Vol. 3. No. 2. 2016. P. 2349–696785.

13. Ciechanowski L., Przegalinska A., Magnuski M., and Gloor P. In the shades of the uncanny valley: An experimental study of human – chatbot interaction. Futur. Gener. Comput. Syst., 2018. P. 1–10.

14. Фирсова Е. А. Перспективы использования чат-ботов в высшем образовании // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды: сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 января 2018 года. Том Часть 1. СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. С. 188–193. EDN YTPGMZ.

15. r e r . ., oniam D., ar en er ., u neanu D. Bots for language learning now: Current and future directions // Language Learning & Technology. 2020. No 24 (2). P. 8–22.

16. Будникова А. С., Бабенкова О. С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №. 3 (55). С. 146–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-chat-botov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 19.06.2023).

17. Алехин Р. Ю., Воронина И. Е. Выбор модели и метода для реализации чат-бота – помощника в изучении иностранных языков // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сб. тр. междунар. науч. конф. Воронеж: Научно-исследовательские публикации, 2020. С. 149–151.

18. Баранова Т. А., Воронцова Е. В., Гришина А.С. Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПБПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: сб. науч. ст. по итогам VII Междун. науч.-практич. конф. Брянск: БГИТУ, 2019. С. 266–271.

19. Селиверстова О. В., Зимовина О. В. Применение современных цифровых технологий при обучении иностранным языкам // Основные тенденции и перспективы развития экономики в координатах цифровой эры: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практич. конф. Хабаровск: Хабаровск. гос. ун-т экономики и права, 2018. С. 336–340.

20. Ятманов В. А., Фисханова Г. Р. Использование чат-ботов при изучении английского языка // Актуальные проблемы аграрной науки: состояние и тенденции развития: материалы Национ. науч.-практич. конф. Димитровград, Технологический ин-т – филиал ФГБОУ ВО Ульяновский ГАУ, 2019. С. 126–130.

21. Белоконова С. С., Яковлева А. Н. Применение чат-ботов как способ повышения вовлеченности учеников в образовательный процесс //Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. 2022. С. 59–64.

22. Heo J., and Lee J. CiSA: An Inclusive Chatbot Service for International Students and Academics // 21st International Conference on Human-Computer Interaction, HCII 2019: Communications in Computer and Information Science, Orlando, FL, USA. July 26–31. 2019. Editors C. Stephanidis, (. Springer) 11786, 153–167. doi:10.1007/978-3-030-30033-3.

23. Mendoza S., Hernández-León M., Sánchez-Adame M., Rodríguez J., Decouchan D., and Meneses-Viveros A. Supporting Student-Teacher Interaction through a Chatbot // 7th International Conference, LCT 2020, Held as Part of the 22nd HCI International Conference, HCII 2020, Copenhagen, Denmark. July 19–24. 2020. Lecture Notes in Computer Science. Editors P. Zaphiris and A. Ioannou, (Springer) 12206, 93–107. doi:10.1007/978-3-030-50506-6.

24. OpenAI. ChatGPT: Optimizing language models for dialogue. 2023. URL: https://openai.com/blog/chatgpt (дата обращения 19.06.2023).

25. Tlili A. et al. What if the devil is my guardian angel: ChatGPT as a case study of using chatbots in education // Smart Learning Environments. 2023. Т. 10. № 1. С. 15

26. Zhai X. ChatGPT user experience: Implications for education. 2022. SSRN Electronic Journal. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.4312418.

27. Mollick E. R., & Mollick L. New modes of learning enabled by AI chatbots: Three methods and assignments // SSRN Electronic Journal. 2022. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.4300783.

28. What is ChatGPT and how can you teach with it? Tips & tricks. Tech & Learning. 2022. URL: https://www.techlearning.com/how-to/what-is-chatgpt-and-how-to-teach-with-it-tips-and-tricks. (дата обращения 26.07.2023).

29. ChatGPT: A Threat To Higher Education? URL: https://www.forbes.com/sites/jasonwingard/2023/01/10/chatgpt-a-threat-to-higher-education/?sh=354b69501e76. (дата обращения 26.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Комарова Е.В. Вовлечение чат-ботов в процесс обучения иностранным языкам. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):149-158. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-149-158

For citation:


Komarova E.V. Integration of chatbots into foreign language learning. Philology and Culture. 2024;(1):149-158. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-149-158

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)