Особенности использования игровых технологий при обучении русскому языку как иностранному
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-166-171
Аннотация
Статья посвящена особенностям использования игровых технологий при обучении русскому языку как иностранному. Особое внимание в ней уделено понятиям «эдьютейнмент», «геймификация» и «игровые технологии», которые рассматриваются как вид инновационных технологий в современном образовательном процессе. Игра является основой данных понятий. В статье описываются функции игры, ее лингводидактический потенциал. Исследуется краткая история возникновения указанных терминов и предпринимается попытка их разграничения. Доказывается эффективность использования игровых технологий при обучении русскому языку как иностранному за счет создания комфортной атмосферы на занятии, повышения интереса к языку, активизации учащихся и их вовлеченности в учебный процесс, активизации имеющихся и получения новых знаний, их практического применения, закрепления положительных эмоций от изучения языка. Авторы приводят примеры разнообразных игровых заданий, направленных на развитие различных личностных качеств, а также проверку остаточных знаний по изученным ранее грамматическим и страноведческим темам. Делается вывод о том, что использование игровых технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному помогает в решении многих методических проблем, помогая формировать различные компетенции благодаря преодолению языкового барьера и созданию особых условий для обучения.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. НепомнящихРоссия
Непомнящих Екатерина Александровна - кандидат филологических наук, доцент.
664003, Иркутск, Ленина, 11
Д. Юэхуа
Россия
Юэхуа Дин – магистрант.
664003, Иркутск, Ленина, 11
Список литературы
1. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. М.: Lingua, 2022. 222 с.
2. Хангельдиева И. Г. Эдьютейнмент как единство сознательного и бессознательного // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 3. С. 47–59.
3. Каюмова И. Ф. Эдьютейнмент как инновационная технология обучения иностранному языку / И. Ф. Каюмова, Р. Р. Мударисова // Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой: материалы VI Международного научно-методического онлайн-семинара (Казань, 18 февраля 2022 г.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2022. С. 184–187.
4. Кармалова Е. Ю. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории / Е. Ю. Кармалова, А. А. Ханкеева // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 7 (389). Вып. 101. С. 64–71.
5. Гольцова Т. А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса / Т. А. Гольцова, Е. А. Проценко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 3 (68). С. 65–77.
6. Ахмедов Б. А. Геймификация образовательного процесса: кластерный подход / Б. А. Ахмедов, М. С. Якубов, О. В. Карпова, Г. С. Рахмонова, С. Х. Хасанова // Scientific Collection «InterConf: with the Proceedings of the 1st International Scientific and Practical Conference «Science, Education, Innovation: Topical Issues and Modern Aspects» (December 16-18, 2020). Tallinn, Estonia: Uhingu Teadus juhatus, 2020. № 38. С. 371–378.
7. Титова С. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал / С. В. Титова, К. В. Чикризова // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 135–152.
8. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140–146.
9. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1981. 112 с.
10. Филиппов С. В. Использование ролевой игры на занятиях по русскому языку как иностранному в иноязычной среде обучения // Алтайский государственный педагогический университет. 2020. № 6. С. 110–114.
11. Антонова В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. // В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, М. В. Сафронова, А. А. Толстых. М. : ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2014 . Т. 1. 200 с.
Рецензия
Для цитирования:
Непомнящих Е.А., Юэхуа Д. Особенности использования игровых технологий при обучении русскому языку как иностранному. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(1):166-171. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-166-171
For citation:
Nepomnyashchikh E.A., Yuehua D. Features of using game technologies when teaching Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2024;(1):166-171. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-75-1-166-171