Двухфазовые креативные тексты как новый жанр поздравительного дискурса
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-63-68
Аннотация
Статья посвящена описанию нового жанра поздравительного дискурса – двухфазовым креативным текстам. Автор анализирует тексты современных поздравительных открыток, а также тексты на бенто-тортах и обосновывает правомерность выделения данного жанра с учетом ряда жанрообразующих признаков. Автор утверждает, что фактически текст креативной поздравительной открытки перешел с бумажного носителя на кондитерское изделие, то есть креативной поздравительной открыткой (в прямом и переносном смысле) теперь служит торт и его упаковка. В статье доказывается, что двухфазовые креативные тексты имеют особую структуру – они парцеллированы и размещены на разных поверхностях, то есть локально разделены, за счет чего происходит двухэтапное восприятие текста. Такая структура повышает прагматический потенциал текстов данного жанра и обусловливает механизм их лингвокреативности. Функциональной особенностью данных текстов является их ярко выраженная юмористическая доминанта, разговорный характер, шутливо ироничный тон, непредсказуемость семантики второй части текста, что влияет на стилистические характеристики. Двухфазовым креативным текстам также свойственна прецедентность. Автор связывает появление двухфазовых креативных текстов с развитием поздравительного дискурса и усилением роли в современном обществе массового лингвистического креатива.
Ключевые слова
Об авторе
Е. НепомнящихРоссия
Непомнящих Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент
664003, Иркутск, Ленина, 11
Список литературы
1. Непомнящих Е. А., Литовкина А. М. Языковые особенности креативных поздравительных открыток // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2019. №3. С. 99–103.
2. Непомнящих Е. А. Креативная поздравительная открытка: определение термина и особенности жанра // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2024. №1. С. 131–136.
3. Журавлева А. И., Ковалевская Н. И. Визуальная идентификация бренда (на примере кондитерской ALINKA TSVIRKO) // Труды БГТУ. 2021. Серия 4. № 2, С. 126–135.
4. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 104–121
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М.: Издательство ЛКИ,. 2010. 264 с.
6. Аврамова В. Н. Прецедентность или квазипрецедентность в языке массмедиа // Медиалингвистика. 2017. № 4 (19). С. 29–36.
7. Иркабаева М. В. Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. 2010. №3. С. 636–640.
Рецензия
Для цитирования:
Непомнящих Е. Двухфазовые креативные тексты как новый жанр поздравительного дискурса. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):63-68. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-63-68
For citation:
Nepomnyashchikh E. Two-phase creative texts as a new genre of congratulatory discourse. Philology and Culture. 2024;(2):63-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-63-68