«Ментальная карта» «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина и проблема репрезентации национальных мифов
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-80-85
Аннотация
В статье анализируются «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина в аспекте символико-мифологического восприятия пространства, предполагающего взгляд на страны, изображенные в травелоге, как символико-мифологические единицы «ментальной карты» в книге. Под «ментальной картой» понимается целостный образ географического пространства, ценностно перестроенный в соответствии с авторским видением европейской культурно-исторической ситуации. Цель работы – выявить срытый дополнительный сюжет книги Карамзина, определяющий логику восприятия географического пространства и его осмысления с учетом историко-политической ситуации, свидетелем которой становится карамзинский герой-путешественник. С помощью методологии структурно-семиотического, историко-генетического, сравнительно-типологического прочтения текста, а также методологии гуманитарной географии показано, каким образом Карамзин обобщает представления о логике развития западноевропейской истории и культуры к концу XVIII столетия. Охарактеризован символико-мифологический взгляд писателя на культурный диалог России и Европы, на место и роль на «ментальной карте» «Писем...» Франции, Швейцарии, Англии и стран германского мира. Сделаны выводы о значении пространственного образа «Писем...» для оформления историко-политической концепции Карамзина конца XVIII столетия, ключевую роль в которой играли идеи диалога, умения оценивать по достоинству достижения европейской культуры и развивать потенциал отечественной.
Об авторе
Т. АлпатоваРоссия
Алпатова Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор
141014, Мытищи, В. Волошиной, 24
Список литературы
1. Сиповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». СПб., 1899.
2. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н. М. Карамзин Письма русского путешественника. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984. С. 526–606.
3. Сапченко Л. А. Автор как путешественник в наследии Н. М. Карамзина // Русское слово. Сборник научных работ памяти проф. Е. И. Никитиной. Ульяновск, 2022. С. 77–89.
4. Сорникова М. Я. Жанровая структура «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина // Вестник Коломенского государственного педагогического института. 2007. № 3 (4). С. 7–16.
5. Фрик Т. Б. Образ «чужого» в эпистолярии Н. М. Карамзина // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 63. С. 305–314.
6. Шедтке К. Субъективность как фикция. Проблема авторского дискурса в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Логос. 2001. № 3. С. 143–151.
7. Шёнле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий (1790–1840-е гг.). СПб., 2004. / Изд. подгот. [и примеч. сост.] Ю. М. Лотман и др. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984. 717 с.
8. Иванов М. В. Мир Швейцарии в «Письмах русского путешественника» // XVIII век. Сб. 10: Русская литература XVIII века и ее международные связи. Л.: Наука, 1975. С. 296–302.
9. Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. 351 с.
10. Николаев Д. П. «Я вспомнил Россию, любезное отечество…» (Россия, русские люди и русская нация на страницах «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина); «Когда русские были русскими…»: (Пути постижения «русской нравственной физиономии» в прозе Н. М. Карамзина 1790-х гг. // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 628–720.
11. Алпатова Т. А. Н. М. Карамзин и К.-Ф. Мориц // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 2. С. 65–74.
Рецензия
Для цитирования:
Алпатова Т. «Ментальная карта» «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина и проблема репрезентации национальных мифов. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):80-85. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-80-85
For citation:
Alpatova T. “Mental map” in “Letters of a Russian Traveler” by Nikolay Karamzin and the problem of the national myth representation. Philology and Culture. 2024;(2):80-85. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-80-85