Понятие национальной культуры в немецком романтизме: источники и исторические предпосылки
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-128-133
Аннотация
В творчестве Новалиса реакция немецкого романтизма на Просвещение была цивилизационной: негативами германского мира явились как французская монархия, так и республика. Лежащая в основе такой оценки философская позиция Новалиса развивала концепцию национальной культуры, которую движение «Буря и натиск» во главе с Й. Г. Гердером противопоставило французскому классицизму XVII–XVIII вв. Это подразумевало два типа культуры в Европе. Актуальным видится вопрос об исторических предпосылках такого взгляда. В гердеровском понимании культура народа формируется психологическим освоением природы в мифе и фольклоре, закрепляемым в языке. «Органичность» культуры делает ее исторически непрерывной, связывая фольклор с поэзией Средневековья и Нового Времени задачей личного и коллективного диалога с природой. Это скрепила фигура ученого мага Фауста, выбранная штюрмерами и Гете героем «шедевра», суммирующего национальный поэтический путь. Новалис возвел католицизм к культу земли, с которой коллективное «я» соединяла магия. Институтом такого соединения он видел «идеальную» Пруссию, чьих граждан объединяет самопознание в зеркале другого, а монарх объединяет народ и природу в качестве эзотерического мэтра. Французские же монархия и республика разъединяют народ, культивируя личный и сословный эгоизм. Й. Г. Фихте исторически обосновал взгляды Новалиса тем, что германские франки, подчинив Галлию, заговорили на местном диалекте латыни – чужом для них и галлов и потому не связывающем с природой. Предпосылки позиции Фихте обозначили Ж. Ле Гофф и Л. Карсавин, констатировавшие появление в результате римского завоевания Европы двух типов культур. Для национальных, сохранивших свои языки, а с ними – связь с доримскими мифологией и фольклором, привнесенные античная норма и христианство стали формами саморазвития. А для вновь возникших единств к западу от Рейна они стали фундаментом культурной конвенции.
Ключевые слова
Об авторе
А. ИваницкийРоссия
Иваницкий Александр Ильич, доктор филологических наук
125047, Москва, Миусская пл., 6
Список литературы
1. Михайлов А. В. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. Публ. А. В. Михайлов. СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. С. 401–435.
2. Новалис. Фрагменты. Перев. с нем. А. Л. Вольского. СПб.: Владимир Даль, 2014. 319 с.
3. Гердер Й. Г. Идеи к философии истории человечества. Перевод с нем и прим. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1977. 704 с.
4. Белова Л. А., Челпанова Е. В. Лингвистическая репрезентация немецкоязычной картины мира в сказках братьев Гримм // Когнитивные исследования языка. 2023. № 4 (55). С. 396–399.
5. Гёррес И., Брентано К. Дискуссия о народной поэзии // Эстетика немецких романтиков. Публ. А. В. Михайлов. СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. С. 17–250.
6. О народной поэзии. Из писем и статей романтических писателей // Эстетика немецких романтиков. Публ. А. В. Михайлов. СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. С. 275–308.
7. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 673 c.
8. Herder J. G. Gedanken bei Lesung Montesquieus. Sturm und Drang. Weltanschauliche und ästetische Schriften. Bd. I-II. Hrsg. P. Müller. Berlin und Weimar, Aufbau-Verlag, 1978. Bd. I, S. 105–108.
9. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: Росспэн, 2004. 480 с.
10. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М.: Наука, 1989. 268 с.
11. Leitzmann Н. Der junge Goethe und Herders Schriften, in: Goethe. Vierteljahrsschrift. D. Goethe-Gesellschaft, 7, 1942. S. 21–40.
12. Doke T. Faustdichtungen des Sturm und Drang // Goethe-Jahrbuch, 32, 1970. S. 29–49.
13. Волков И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М.: Изд. МГУ, 1970. 264 с. 10 Ср. характерную в этом плане оценку Америки Я. Гриммом а его письме к Арниму как «колонии, лишенной почвенности» [5, с. 300].
14. Михайлов А. В. Гете, поэзия, «Фауст» // Гете И. B. Фауст. Лирика. Серия Библиотека классики (Зарубежная литература). Cocт., вcтyпительная cтатья, кoммeнтарий. M.: Художественная литература, 1986. С. 9–40.
15. Иваницкий А. И. Автобиографизм I части «Фауста» Гёте: о роли и месте в смысловом целом // Литература и искусство в поле притяжения Гёте: сборник научных статей. Отв. ред. П. В. Абрамов. М.: Изд. Московского государственного лингвистического университета, 2023. С. 376–391.
16. Vietor K. Goethe. Dichtung, Wissenschaft, Weltbild. Bern: 1949. 600 S.
17. Schanze H. Romantik und Aufklärung: Untersuchungen zu Friedrich Schlegel und Novalis. Nurnberg: Carl, 1966. 176 S.
18. Kurzke H. Romantik und Konservatismus: Das «politische» Werk Friedrich von Hardenbergs (Novalis) im Horizont seiner Wirkungsgeschichte. München: Wilhelm Fink Verlag, 1983. 292 S.
19. Häring Th. Novalis als Philosoph. Stuttgart: Kohlhammer, 1954. 648 S.
20. Фихте Й. Г. Речи к немецкой нации. Пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Канон+, 2008. 336 с.
21. Гумбольдт В. Характер языка и характер народа. Перев. c нем. А. О. Гулыги // В. Гумбольдт Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. С. 370–381.
22. Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Киров: Символ – Airland, 1995. 198 с.
23. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с французского под ред. В. Л. Бессмертного. М.: Прогресс-Академия. 1992. 373 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иваницкий А. Понятие национальной культуры в немецком романтизме: источники и исторические предпосылки. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):128-133. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-128-133
For citation:
Ivanitskiy A. The сoncept of the national culture in German romanticism: Sourсes and historical background. Philology and Culture. 2024;(2):128-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-128-133