Хорошие английские мальчики. Конструирование гендерного и национального в британской готической новелле
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-146-151
Аннотация
Статья посвящена конструированию гендерного и национального в британской готической новелле рубежа XIX–XX веков. Обе эти категории воспринимаются в рамках характерного для жанра представления о страшном Другом: отклонения от идеала здоровой британской маскулинности предстают как таящие угрозу. Выражаться это может как проявление детских или феминных черт, сочетающееся с тягой к языческим культам, и здесь гендерное смыкается с национальным: зачастую именно примесь не-британской крови (например, семитской или итальянской) определяет как характер культовых практик, так и черты, проявляющиеся в герое на протяжении повествования. Все это часто сопровождается наличием у персонажа анималистических черт, пусть и лишь на уровне сравнений: отход от маскулинности и христианства воспринимается как частичная утрата человечности. Очевидно влияние популярных в то время научных теорий (Ч. Ломброзо, М. Нордау, Дж. Фрэзер и др.). Но в лучших текстах подобные смысловые конструкции не превращаются в прямолинейную проповедь: Дж. Бакан, А. Конан Дойл, Э. Ф. Бенсон, опираясь на характерные для эпохи представления, создают оригинальные тексты, не лишенные амбивалентного отношения к «здоровой маскулинности» и британской цивилизации.
Об авторе
А. ЛипинскаяРоссия
Липинская Анастасия Андреевна, кандидат филологических наук, доцент
191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30–32
Список литературы
1. The Victorian Gothic. An Edinburgh Companion. Ed. by A. Smith and W. Hughes. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. VIII, 258 p.
2. The Palgrave Handbook of Steam Age Gothic. Ed. By Clive Bloom. Palgrave Macmillan, 2021. VII, 867 p.
3. Hurley K. The Gothic Body. Sexuality, Materialism and Degeneration of the Fin de Siecle. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. XII, 202 p.
4. Palmer P. The Queer Uncanny: New Perspectives on the Gothic. Cardiff: University of Wales Press, 2012. IX, 232 p.
5. Buchan J. The Moon Endureth. Tales and Fancies. Lnd.: Hodder and Stoughton, 1912. XII, 269 p.
6. Buchan J. The African Colony. Studies in the Reconstruction. Edinburgh & Lnd.: William Blackwood and Sons, 1903. 404 p.
7. Frazer J. G. The Golden Bough. A Study in Comparative Religion. In Two Volumes. Vol. 1. New York and London, 1894. 409 p.
8. Killeen J. History of the Gothic: Gothic Literature 1825-1914. Cardiff: University of Wales Press, 2009. X, 248 p.
9. Davison C. Anti-Semitism and British Gothic Literature. Palgrave Macmillan, 2004. IX, 226 p.
10. Victorian Sensations. Essays on a Scandalous Genre. Ed. by Harrison K., Fantina R. The Ohio State University Press. Columbus. 2006. XXIII, 278 p.
11. Doyle A. C. The Great Keinplatz Experiment and other Tales of Twilight and the Unseen. N. Y.: George H. Doran Company, 1925. 254 p.
12. Muscular Christianity: Embodying the Victorian Age. Ed. By D. E. Hall. Cambridge University Press, 2006. 260 p.
13. Ellis H. The Criminal. Lnd.: Walter Scott, 24. Warwick Lane, Paternoster Row, 1891. 337 p.
14. Lombroso Ferrero G. Criminal Man according to the Classification of Cesare Lombroso. Briefly Summarised by his Daughter. With an Introduction by Cesare Lombroso. New York and London: G. P. Putnam’s Sons, 1911. 322 p.
15. Nordau M. Degeneration. N. Y.: D. Appleton and Company, 1895. 566 p.
16. Benson E. F. The Room in the Tower and Other Stories.Lnd.: Mills&Boon Limited, 1918. VII, 338 p.
Рецензия
Для цитирования:
Липинская А. Хорошие английские мальчики. Конструирование гендерного и национального в британской готической новелле. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):146-151. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-146-151
For citation:
Lipinskaya A. Good English boys. Constructing the gender and the national in British ghost stories. Philology and Culture. 2024;(2):146-151. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-146-151