Миф России в «Разговорах мертвых» М. Н. Муравьева
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-170-175
Аннотация
В центре внимания настоящей статьи – процессы развития и изменений философско-риторического жанра «Разговоров...» в русской литературе последней четверти XVIII века. Данное явление восходит еще к наследию античных мыслителей: в частности, актуальными для писателей России 1700–1800-х годов были «Параллельные жизнеописания» Плутарха. Первоначально в новых условиях отечественных писателей наиболее интересовали в жанре общие проблемы распространения знания как метафизического начала бытия (А. Белобоцкий, В. Татищев). К последней четверти XVIII столетия ключевой аспект рассмотрения перемещается на вопросы нового воспитания личности, а также государственной и нравственной доктрины России. Михаил Муравьев (1757–1807) – известный русский литератор и просветитель, основатель сентиментализма и предромантизма в отечественной литературной культуре, философ и историк. В 1780–1790-е годы по личному приглашению императрицы Екатерины Второй он преподавал нравственную философию, историю и словесность ее внукам, цесаревичам Александру и Константину. «Разговоры мертвых» и были замыслены в этот период, в контексте педагогической деятельности писателя. Центральная установка М. Н. Муравьева – представить во взаимодействии две ключевые идеи: становления России Нового времени, становления личности нового просвещенного человека. Используя известный прием аллюзии, писатель выбирает знаковые фигуры мировой истории и культуры, переносит двух каких-либо контрастных героев в одно время и превращает их в дискутирующих собеседников. Деятели России разных эпох могут при этом встретиться как с лидерами мирового историко-культурного процесса, так и между собой. На данный момент «Разговоры мертвых» М. Н. Муравьева все еще рассмотрены в науке фрагментарно. Внимание исследователей сосредоточено главным образом на круге использованных писателем источников, а также на некоторых чертах языка, стиля и общенравственных идей выдающегося просветителя России. Согласно нашей гипотезе, в центре произведения – оригинальный «миф России». Приметами этого явления выступают, во-первых, синтез различных сфер социокультурной жизни, от политики до литературной культуры, и, во-вторых, четкое соотнесение феномена «государственной славы» с представлениями о внутреннем нравственном кредо как правителя государства, так и каждого человека в стране.
Об авторе
А. ПашкуровРоссия
Пашкуров Алексей Николаевич, доктор филологических наук, профессор
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Топоров В. Н. Из истории русской литературы. Том 2: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Книга 1. М.: Языки русской культуры, 2001. 912 с.
2. Буранок О. М. Русская литература XVIII века. Петровская эпоха. Феофан Прокопович. М.: ФЛИНТА, 2005. 464 с.
3. Демин А. С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе и человеке. М.: Наука, 1977. 294 с.
4. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 205 с.
5. Россия и Запад: Горизонты взаимопонимания. Литературные источники первой четверти XVIII века. Вып. 1. М.: ИМЛИ, 2000. 496 с.
6. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских литератур, 2006. 896 с.
7. Фоменко И. Ю. Исторические взгляды М. Н. Муравьева // XVIII век. Сб. 13. Л.: Наука, 1981. С. 167–184.
8. Муравьев М. Н. Разговоры мертвых // М. Н. Муравьев Полн. собр. соч. Т. 1. СПб., 1819. С. 299–381.
9. Ивинский А. Д. Русская литература XVIII века и культурный проект Екатерины Второй. М.: Водолей, 2023. 400 с.
10. Кунц Е. В. М. Н. Муравьев: Реформатор, попечитель, наставник, поэт. М.: Новый хронограф, 2018. 328 с.
Рецензия
Для цитирования:
Пашкуров А. Миф России в «Разговорах мертвых» М. Н. Муравьева. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):170-175. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-170-175
For citation:
Pashkurov A. The myth of Russia in “Dialogues of the Dead” by Mikhail Muraviev. Philology and Culture. 2024;(2):170-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-170-175