Инонациональные культурно-религиозные мифологемы в создании этнического образа в русской литературе XIX века
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-193-198
Аннотация
В статье исследуется функциональное назначение инонациональных культурно-религиозных мифологем в передаче этнического образа в русском литературном процессе XIX века. Анализируется рецепция конфессионального мусульманского текста в художественной системе «Путешествия в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г.» М. И. Невзорова, который способствует передаче татарского пласта жизни. Религиозно-мифологические кодификаторы как иной конфессиональный текст, предстающий в такой триаде, как призыв на богослужение муэдзина, проповедь муллы, эпиграфические надписи надгробий, представляющие «Слово Господа» и молитвенное обращение верующих, передают архетипические представления. Апперцепция иного религиозного сознания создает в системе художественного текста яркий неповторимый образ российской «инокультуры» в ее доминантных проявлениях. В сочинениях П. М. Кудряшева и Т. С. Беляева этнические башкирские реалии жизни идентифицируются религиозно-историческими мифологемами: константы коранического рая, «сатаниила» Дадьжала, «башкирцев-семиродцев» задействованы в интерпретации событий Отечественной войны 1812 года как эсхатологического события истории. В передаче этнических аспектов жизни А. И. Герцен и Н. С. Лесков прибегают к дохристианским мифологемам языческого мировидения: национальные божества марийцев и удмуртов присутствуют в описании российской действительности, создании «былого» в сочинении «Былое и думы» и статье «Вотяки и черемисы». В «Очарованном страннике» Н. С. Лескова экспликация языческих воззрений на мир передает синкретизм миропонимания персонажа: мифологемы старой чувашской веры функционируют в создании образа чуваша наравне с христианскими святыми.
Об авторе
Л. СарбашРоссия
Сарбаш Людмила Николаевна, доктор филологических наук, профессор
428015, Чебоксары, Московский проспект, 15
Список литературы
1. Сарбаш Л. Н. Религиозные константы как кодификатор этнического образа в русской литературе XIX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Том 16. Выпуск 2. С. 379–385.
2. Невзоров М. И. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г. М.: Университетская типография, 1803. Ч. 1. 269 с.
3. Кудряшев П. М. Песнь башкирца после сражения // Вестник Европы. 1828. № 15. С. 198–201.
4. Беляев Т. С. Песнь Курайча Рифейских гор // Поэты 1790–1810-х годов / вступ. статья и сост. Ю. М. Лотмана. Л.: Советский писатель, 1971. С. 497–503.
5. Герцен А. И. Былое и думы // Собрание сочинений. В 30 т. Т. 8. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 518 с.
6. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Собрание сочинений. В 30 т. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 368–372.
7. Лесков Н. С. Очарованный странник // Собрание сочинений: в 12 т. Т. 2. М.: «Правда», 1989. С. 218–337.
8. Сарбаш Л. Н. Чувашские языческие боги в творчестве русских писателей XIX века // Сопоставительная филология и полилингвизм: материалы Международной научной конференции. Казань, 2010. С. 278–281.
Рецензия
Для цитирования:
Сарбаш Л. Инонациональные культурно-религиозные мифологемы в создании этнического образа в русской литературе XIX века. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):193-198. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-193-198
For citation:
Sarbash L. National cultural and religious mythologems in the ethnic image creation in Russian literature of the 19th century. Philology and Culture. 2024;(2):193-198. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-193-198