Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Книга как жанровое явление в современной прозе русского зарубежья («Венеция. Карантинные хроники» Е. Марголис)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-238-247

Аннотация

Статья посвящена исследованию книги как особого вида художественного единства, представляющего оригинальную модель выражения художественного сознания в современной литературе русского зарубежья. В статье доказывается продуктивность данного жанрового феномена, обозначаются основные тенденции книготворчества, связанные с апелляцией к сакральному тексту, с актуализацией традиций автобиографической, дневниковой, мемуарной прозы. Репрезентативный образец анализируется на основе положений современной литературоведческой науки, в которых книга осмысляется как самобытное жанровое явление. На примере книги Е. Марголис «Венеция. Карантинные хроники» (2020) анализируются механизмы конструирования художественного мира, органично воплощенного в формате книги. В рамках статьи выявляется природа художественной целостности книги, обусловленной взаимодействием вербального и визуального компонентов, мотивным комплексом, связанным с христианской традицией (включающим мотивы прозрения, внутреннего движения, молчания, исцеления души), раскрываются особенности палимпсеста, выступающего принципом жанрового моделирования. Концептуальной и формальной скрепой в книге является образ Венеции, в котором связываются повседневное и метафизическое, видимое и невидимое. Доказывается, что книга представляет собой форму гармонизации мира и пространство диалога разных культурных кодов, на стыке которых формируется гибридная идентичность автора.

Об авторах

Н. Шлемова
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Россия

Шлемова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук

454080, Челябинск, проспект Ленина, 76



Е. Пономарева
Московский центр качества образования
Россия

Пономарева Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор

105318, Москва, Семеновская пл., 4



Список литературы

1. Рубинс М. Невыносимая легкость диаспорического бытия. Модальности письма и чтения экстерриториальных нарративов // Век диаспоры: Траектории зарубежной русской литературы (1920–2020): сборник статей / Под ред. М. Рубинс; пер. с англ. А. Степанова, Н. Махлаюка. Е. Гудвин. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 336 с.

2. Минеева И. Н. Литература русской эмиграции на рубеже XX–XXI вв.: предварительные итоги изучения // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2015. № 20. С. 29–36.

3. Лейдерман Н. Л. Теория жанра: Научное издание. Екатеринбург, 2009. 904 с.

4. Лейдерман Н. Л. Проблема жанра в модернизме и авангарде (Испытание жанра или испытание жанром?) // Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. Екатеринбург, 2006. Вып. 9. С. 3–33.

5. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. 157 с.

6. Кузнецова И. С. Дебютная книга в русской лирике 1840-х – начала 1850-х гг.: мотивно-образные и жанровые комплексы, формы циклизации, архитектонические варианты: автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2011. 23 с.

7. Мирошникова О. В. Лирическая книга как устойчивая многокомпонентная структура. Проблемы изучения книги стихов в современной филологии // Лирическая книга в современной научной рецепции. Омск: Издательство ОмГПУ, 2008. С. 5–15.

8. Матич О. Записки русской американки. Семейные хроники и случайные встречи. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 750 с.

9. Марголис Е. «У нас было ложное ощущение защищенности». Екатерина Марголис — о карантине в Венеции // Афиша Daily, 20 октября 2020. URL: https://daily.afisha.ru/brain/17476-u-nas-bylo-lozhnoe-oschuschenie-zaschischennosti-ekaterina-margolis-o-karantine-v-venecii/ (дата обращения: 01.03.2022).

10. Эпштейн М. Н. Хроника // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. URL: https://literary_encyclopedia.academic.ru/7138/ХРОНИКА (дата обращения: 03.02.2024).

11. Марголис Е. Венеция. Карантинные хроники. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. 304 с.

12. Яковлева Н. А. Анализ и интерпретация произведений искусства: учебное пособие / Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др. М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

13. Шкуропат М. Ю. Иконичность как понятие теории литературы // Литературоведческий сборник. 2007. Вып. 31–32. С. 23–34.

14. Меднис Н. Е. Венецианский текст русской литературы. 1999. URL: http://rassvet.websib.ru/text.htm?no=35&id=9 (дата обращения: 04.03.2024).

15. Лавлинский С. П. О двух стратегиях художественной репрезентации зримости // Дискурсивность и художественность. М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 60–70.

16. Крюкова Е. В. Из истории концепции литературного палимпсеста: теория «Белого знания» и «Б-пространства» у Терри Пратчетта // Новый филологический вестник. 2020. № 2 (53). С. 48–56.


Рецензия

Для цитирования:


Шлемова Н., Пономарева Е. Книга как жанровое явление в современной прозе русского зарубежья («Венеция. Карантинные хроники» Е. Марголис). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):238-247. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-238-247

For citation:


Shlemova N., Ponomareva E. The book as a genre phenomenon in modern prose of the Russian abroad (“Venice. Quarantine Chronicles” by E. Margolis). Philology and Culture. 2024;(2):238-247. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-238-247

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)