Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Возможности и риски применения нейростей в образовании

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-260-271

Аннотация

Инновационное развитие современного образования продолжает идти в направлении освоения информационных технологий. Однако существенного повышения качества знаний пока не наблюдается, процесс идет гораздо медленнее, чем ожидалось. Существует проблема интеграции информационных технологий обучения и педагогических технологий. Особо актуальной она стала в связи с быстро развивающейся практикой использования нейросетей и научно-методическим обоснованием их эффективности на разных уровнях и этапах обучения. В связи с этим целью представляемого исследования явилось выявление потенциальных возможностей и рисков применения нейросетей в образовательном процессе.

Практическая часть работы представляла собой анализ и обобщение как зарубежных, так и отечественных статистических исследований относительно существующих тенденций внедрения искусственного интеллекта в сферу образования. Авторы также приводят результаты проведенного ими опроса среди обучающихся вуза на предмет выявления преимуществ и ограничений использования генеративного искусственного интеллекта в процессе обучения. На основе проведенного SWOT-анализа в статье приводятся обобщённые выводы относительно сильных и слабых сторон, рисков и угроз применения нейросетей в образовании. Полученные данные могут быть использованы для организации дальнейших исследований и более эффективного применения технологии нейросетей в образовательной практике как преподавателей, так обучающихся.

Об авторах

Н. Валиахметова
Казанский федеральный университет
Россия

Валиахметова Нелли Раисовна, кандидат педагогических наук, доцент

420008, Казань, Кремлевская, 18



Р. Ахмадуллина
Казанский федеральный университет
Россия

Ахмадуллина Римма Маратовна, кандидат педагогических наук, доцент

420008, Казань, Кремлевская, 18



И. Ярмакеев
Казанский федеральный университет
Россия

Ярмакеев Искандер Энгелевич, доктор педагогических наук, профессор

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Yuan, L., & Powell, S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. URL: https://www.researchgate.net/publication/265297666_MOOCs_and_Open_Education_Implications_for_Higher_Education (дата обращения: 20.05.2024).

2. Gerhard Fischer and Masanori Sugimoto Supporting Self-Directed Learners and Learning Communities with Sociotechnical Environments. Research and Practice in Technology Enhanced Learning. March 2006. 1 (01): 31–64. Contribution to the Inaugural Issue of the Journal “Research and Practice in Technology Enhanced Learning (RPTEL)”. URL: https://www.worldscientific.com/doi/abs/10.1142/S1793206806000020 (дата обращения: 20.05.2024).

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.

4. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow. URL: https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (дата обращения: 25.05.2024).

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71670570/#block_1000 (дата обращения: 25.05.2024).

6. Дятлов С. А. Искусственный интеллект как институт развития цифровой нейро-сетевой экономики // Известия СПбГЭУ. 2021. № 2. С. 25–29.

7. Водяненко Г. Р. Инструменты с искусственным интеллектом в работе педагога // Интерактивная наука. 2023. № 8 (84). С. 21–24.

8. Как искусственный интеллект может помочь в образовании. URL: https://developers.sber.ru/help/gigachat-api/education-with-ai (дата обращения: 25.05.2024).

9. Малышев И. О., Смирнов А. А. Обзор современных генеративных нейросетей: отечественная и зарубежная практика // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №1-2 (88). С. 168–171.

10. Барщевский Е. Г. Использование искусственного интеллекта // Восточно-Европейский научный журнал. 2023. № 3-2 (88). C. 56–58.

11. Егорычев Д. Н., Егорычев А. Д. Направления влияния нейросетей на экономику, бизнес и образование // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 25–33.

12. Константинова Л. В., Ворожихин В. В., Петров А. М., Титова Е. С., Штыхно Д. А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48.

13. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 10. С. 119–132. URL: http://e-koncept.ru/2023/231099.htm. (дата обращения: 25.05.2024).

14. Artificial Intelligence in Education. 2023. Survey Insights. URL: https://www.holoniq.com/notes/artificial-intelligence-in-education-2023-survey-insights (дата обращения: 20.03.2024).

15. Управление изменениями в образовании: генеративный ИИ [Электронный ресурс]: отчет об исследовании // СберУниверситет: [образовательная платформа]. 31.03.2023. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/obrazovanie-i-kadry-ii/2023_upravlenie_izmeneniyami_v_obrazovanii_generativnyy_ii_sber_geekbrains/ (дата обращения: 15.04.2024).

16. Skillfactory: половина российских студентов используют нейросети в учебе. URL: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=171581 (дата обращения: 15.04.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Валиахметова Н., Ахмадуллина Р., Ярмакеев И. Возможности и риски применения нейростей в образовании. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):260-271. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-260-271

For citation:


Valiakhmetova N., Akhmadullina R., Yarmakeev I. Opportunities and risks of using neural networks in education. Philology and Culture. 2024;(2):260-271. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-260-271

Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)