К вопросу о типологии текстов по русскому языку как иностранному
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-156-160
Аннотация
Систематическая работа над текстом в иностранной аудитории способствует формированию коммуникативных и аспектных речевых навыков учащихся и является одним из условий регулярной языковой практики, которое помогает иноязычным слушателям сориентироваться в другой стране. В статье рассматривается комплексное обучение иностранных учащихся работе над монологом.
Так как монологи различаются по содержанию и оформлению, то целью исследования становится изучение типологии текстов и способов работы с монологическим высказыванием в процессе обучения слушателей предвузовского уровня русскому языку.
Рассматриваются виды монологов, тематическая сфера их использования, коммуникативная составляющая текстов. Обосновывается, что обучение монологической речи должно проходить во взаимосвязи с лексической и грамматической работой почти на каждом занятии русского языка, начиная с элементарного этапа. Проведенное исследование подтверждает мысль о том, что большего внимания требует к себе рассуждение на научные темы. Эффективная и планомерная работа над монологическим высказыванием способствует умению иностранных учащихся не только пересказывать прочитанное, но и выражать свои мысли, развивает логику обучающегося посредством как ответов на вопросы, так и составлением диалогов, решением новых ситуативных задач.
Ключевые слова
Об авторах
Л. ГордееваРоссия
Лариса Павловна Гордеева, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
З. Юсупова
Россия
Зульфия Фирдинатовна Юсупова, кандидат педагогических наук, доцент
42000
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Капитонова Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / И. Т. Капитонова, Л. В. Московкин. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
2. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.
3. Русский язык – мой друг: Базовый уровень : учебник русского языка для студентов-иностранцев / Под ред. Т. В. Шустиковой и В. А. Кулаковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2013. 851 с.
4. Владимирова Л. В. Привет! Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся (элементарный уровень) / Л.В. Владимирова, Р.Р. Залялова. 5-е изд., перераб. и доп. Казань: Издательство Казанского университета, 2019. 230 с.
5. Владимирова Л. В. Как дела? Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся (базовый уровень) / Л. В. Владимирова, О. В. Кулигина, Р. Н. Сафин. 3-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. 214 с.
6. Владимирова Л. В. Удачи! Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся (предвузовский уровень) / Л. В. Владимирова, О. В. Кулигина. 4-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. 252 с.
7. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1988. 222 с.
8. Программа довузовской подготовки, дополнительная общеобразовательная программа, обеспечивающая подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, для слушателей предбакалаврской подготовки (нулевой уровень владения русским языком - А0. КФУ, 2022 URL: https://prepschool.kpfu.ru/obshheobrazovatelnye-programmy/ (дата обращения: 27. 01. 2023)
Рецензия
Для цитирования:
Гордеева Л., Юсупова З. К вопросу о типологии текстов по русскому языку как иностранному. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(1):156-160. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-156-160
For citation:
Gordeeva L., Usupova Z. On text typology in Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2023;(1):156-160. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-156-160