Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Развитие навыков словообразовательного анализа в китайской аудитории

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-161-166

Аннотация

   Настоящая статья посвящена проблеме поэтапного изучения иностранными учащимися основ русского словообразования. Авторами выдвигается положение о том, что изучение словообразовательных особенностей русского языка изначально должно строиться с учетом языковой структуры родного языка учащегося, в частности, китайского. Учет особенностей родного языка позволит преподавателю выстроить определенную логику подачи языкового материала, обнаружит сходства и различия между родным языком и иностранным. Так, понимание типологической разности русского и китайского языков выдвигает на первый план необходимость формирования навыков вычленения в слове морфем, особенно корневой морфемы, и лишь затем вводить в образовательный процесс задачи, ориентированные на усвоение определенных, в первую очередь, продуктивных, словообразовательных моделей. Авторами предлагается сопровождать работу с производными словами продуктивных словообразовательных типов, стилистическими комментариями, использовать схемы, позволяющие понять механизмы словопроизводства в русском языке. Постепенное расширение круга анализируемых лексем позволит выработать навык вычленения деривационных аффиксов, прежде всего, регулярных, научит иностранцев определять словообразовательное значение в зависимости от характера производящей основы, видеть и объяснять семантические сдвиги в производных образованиях, что будет, с одной сороны, способствовать более глубокому усвоению пары «производящее» – «производное», а с другой стороны, будет выступать серьезным основанием для расширения лексического запаса учащихся. Представленная аналитическая работа по словообразовательному материалу должна непременным образом строится с применением принципов наглядности, системности и структурированности.

Об авторах

И. Ерофеева
Казанский федеральный университет
Россия

Ирина Валерьевна Ерофеева, доктор филологических наук, профессор

420008

Кремлевская, 18

Казань



Н. Файзуллина
Казанский федеральный университет
Россия

Найля Ивановна Файзуллина, доктор филологических наук, доцент

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Иванова Т. М. Система принципов и приемы обучения лексико-грамматическим явлениям русского языка как иностранного на основном этапе изучения РКИ (на примере словообразования) // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2012. № 4 (32). С. 256–261.

2. Фаттахова Н. Н., Файзуллина Н. И. Методика преподавания синтаксиса в концепции Л.З. Шакировой // Лингвометодическая школа в Республике Татарстан: История и современность (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-методиста, основателя Казанской лингвометодической школы Шакировой Лии Закировны). Казань, Издательство Казанского университета, 2021. С. 360–366.

3. Дмитриева Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Том 9, № 1 (30). С. 47–49.

4. Петрова С. М., Слепцова А. И. Особенности обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории // Серия «Вестник СВФУ», № 2 (18). 2020. С.19–24.

5. Волков К. В., Гурулева Т. Л. Сопоставительный анализ типологических характеристик китайского и русского языков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 8 (131). 2018. С. 148–154.

6. Солнцев В. М. Введение в теорию изолирующих языков. М.: Изд. фирма «Восточная литература», РАН, 1995. 352 с.

7. Черниговская Т. В. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. № 5/6. С. 461–465.

8. Герасимова К. М., Темкина Н. Е. К вопросу обучения словообразованию студентов-иностранцев гуманитарных специальностей : (на материале текстов по языку специальности: психология, связь с общественностью) // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования, 2012. № 3. С. 151–156.

9. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие. М.: МАДИ, 2015. 132 с.

10. Ерофеева И. В., Шептухина Е. М. Словообразовательная синонимия производных имен нулевой суффиксации и образований на -(е)ние в древнерусском языке (на материале «Повести временных лет») // Филология и культура. Philology and culture. 2016. № 2(44). С. 75–81.


Рецензия

Для цитирования:


Ерофеева И., Файзуллина Н. Развитие навыков словообразовательного анализа в китайской аудитории. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(1):161-166. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-161-166

For citation:


Erofeeva I., Faizullina N. Developing the skills of a word-formation analysis in Chinese students. Philology and Culture. 2023;(1):161-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-161-166

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)