Реализация ситуационных когнитивных моделей в англоязычном учебном дискурсе (на материале малоформатных текстов по чтению УМК «English unlimited» (Elementary))
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-173-178
Аннотация
В статье рассматриваются конституенты лингво-когнитивной модели ситуаций на материале малоформатных англоязычных учебных текстов (МФТ) по чтению учебного пособия «English Unlimited», уровень Elementary.
Целью настоящей статьи является выявление доминантных компонентов ситуаций, характерных для данного уровня обучения.
Исследование показало, что основными компонентами предметно-референтных ситуаций МФТ являются Участники, Место, Последовательность действий, что обусловлено антропоцентрическим подходом к отбору учебного материала. Так, конституент Участники представлен личными местоимениями и именами собственными; компонент Место выражается при помощи топонимов, предложно-падежных словосочетаний и лексем с локативной семантикой; а лингвистическая репрезентация компонента Последовательность действий осуществляется статальными и акциональными предикатами в формах настоящего простого и длительного времен. Анализ когнитивных моделей ситуаций выявил, что именно эти компоненты ситуаций являются ключевыми на уровне обучения A2. Лингвистические средства репрезентации конституентов Участники, Место, Последовательность действий доказывают соотнесенность предметно-референтных ситуаций МФТ c базовым концептом National Identity в рассматриваемом учебном дискурсе.
Об авторе
Е. ЯковлеваРоссия
Екатерина Васильевна Яковлева, аспирант
443100
Молодогвардейская, 244
Самара
Список литературы
1. Карасик В. И. О типах дискурса. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс // Сборник научных трудов: Издательство ВГПУ «Перемена», Волгоград. 2000. С. 5–20.
2. Tilbury Alex, Clementson Theresa, Hendra Leslie Anne, Rea David. English Unlimited. Elementary Coursebook. Cambridge University Press, 2010. 160 p.
3. Доброва В. В. Моделирование как метод познания ненаблюдаемых объектов // Вестник ВятГУ. Вып. № 1. Вятка. 2015. С. 146–152.
4. Hymes D. Foundations of Sociolinguistics: An Ethnographic Approach. University of Pennsylvania Press. Philadelphia, 1974. 260 p.
5. Шевченко В. Д. Пространственная и хронологическая доминанты в дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. № 3(19). 2015. С. 44–53.
6. Димитренко Л. Ю. Макроконцепт «Mouvement» во французской языковой картине мира: структура и лексическая объективация : автореф. дис. … канд. филол. наук: Воронеж, 2005. 24 с.
7. Сарайкина Ю. С. Современные тенденции в англоязычном образовательном дискурсе (на материале серии учебных пособий «OUTCOMES») : дис. … канд. филол. наук: Самара, 2017. 194 с.
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Е. Реализация ситуационных когнитивных моделей в англоязычном учебном дискурсе (на материале малоформатных текстов по чтению УМК «English unlimited» (Elementary)). Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(1):173-178. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-173-178
For citation:
Yakovleva E. Linguo-cognitive model analysis of low-format texts in educational discourse (in the course book “English Unlimited” Elementary). Philology and Culture. 2023;(1):173-178. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-71-1-173-178