«Монтаж» дискурсов разных типов как композиционно-стилевая доминанта повести С. Довлатова «Компромисс»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-24-29
Аннотация
В работе изучается повесть С. Довлатова «Компромисс» в рамках проблематики лингвистики дискурса, исследовательский фокус сосредоточен на композиционно-стилевой специфике произведения, где доминирующим становится прием «монтажа» дискурсов нескольких типов в художественном текстовом поле.
С помощью метода дискурс-анализа достигаются поставленные цели исследования: 1) выявить маркеры дискурсов разных типов в повести С. Довлатова «Компромисс», наличием которых обеспечивается гетерогенность, неоднородность структуры текста; 2) доказать, что дискурсная гетерогенность в исследуемом произведении, во-первых, является текстообразующей доминантой, а во-вторых, репрезентирует его стилевую оригинальность.
В результате исследования в повести были обнаружены дискурсивные маркеры художественного и публицистического дискурсов, а также маркеры советского идеолого-политического, бытового, ритуального, антифашистского типов дискурсов. В каждой из частей ее (всего их двенадцать) авторское повествование легко переключается между перечисленными типами дискурсов, чем обеспечивается дискурсная гетерогенность текста. Прием «монтажа» дискурсов нескольких типов в едином художественном целом, с одной стороны, свидетельствует об оригинальности композиционной организации текста, с другой – является текстообразующей стилевой доминантой, которая эксплицирует индивидуально-авторский стиль С. Довлатова.
Об авторе
Е. БобыкинаРоссия
Екатерина Николаевна Бобыкина, старший преподаватель
424001
Пушкина, 30
Йошкар-Ола
Список литературы
1. Богданова О. В., Власова Е. А. Интердискурсивность в повести С. Довлатова «Компромисс» // Российский гуманитарный журнал. 2020. Том 9. № 6. С. 417–422.
2. Карташова Е. П., Бобыкина Е. Н. Образ автора как текстообразующая категория повести С. Довлатова «Зона» // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 364−369.
3. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 472 с.
4. Белоглазова Е. В. Полидискурсность как адресато-обусловленная характеристика текста // Сибирский филологический журнал. 2009. № 2. С. 187–194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polidiskursnost-kak-adresato-obuslovlennaya-harakteristika-teksta (дата обращения: 15. 06. 2022).
5. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009. 248 c.
6. Белоглазова Е. В. Интердискурc и полидискурс: соотношение понятий // Стил : международный научный журнал. Белград, 2008. Т. 7. С. 121–129. URL: http://www.rastko.rs/filologija/stil/2008/10Beloglazova.pdf (дата обращения: 15. 06. 2022).
7. Довлатов С. Собрание сочинений : в 3 т. / Сост. А. Арьев. СПб.: Лимбус Пресс, 1995. Т. 1. 416 с.
8. Кузьмина Н. А. Эпиграф в коммуникативном пространстве художественного текста // Вестник Омского университета. 1997. №. 2. С. 60–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24644319 (дата обращения: 14. 06. 2022).
9. Храмченков А. Г. Эпиграф как особый вид цитации. Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка : сб. науч. статей. Минск: Языкознание, 1983. С. 203–214.
10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена. 2002. 477 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бобыкина Е. «Монтаж» дискурсов разных типов как композиционно-стилевая доминанта повести С. Довлатова «Компромисс». Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):24-29. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-24-29
For citation:
Bobykina E. Different types of discourse “editing” as a compositional and stylistic dominant in the novel “A Compromise” by S. Dovlatov. Philology and Culture. 2022;(4):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-24-29