Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Экфрасис как стилистическое средство создания образа в биографии (на материале биографий Джорджианы Девонширской)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-194-200

Аннотация

В статье анализируются случаи миметического экфрасиса (вербального представления реальных произведений живописи) в биографии. На материале четырех биографий английской аристократки XVIII века Джорджианы Девонширской автор рассматривает экфрасис как стилистическое средство, формирующее читательское представление о биографируемой личности. Опубликованные в разные десятилетия XX века, биографии герцогини Девонширской иллюстрируют историческое движение научно-популярной биографии от художественности к документальности. Автор приходит к выводу, что в анализируемых биографиях применение экфрасиса связано со стилистическим аспектом биографий. В беллетризованных биографиях А. Левесон Гоуэр и А. Колдер-Маршалла преобладают развернутые описательно-толковательные экфрасисы. Экфрасисы обладают лексической выразительностью, используются в рамках приема антитезы, а также могут включаться в повествование посредством несобственно-прямой речи. Автор одной из документальных биографий Б. Мастерс отказывается от экфрасиса. А. Форман отдает предпочтение свернутому дескриптивному экфрасису, который включается в ткань повествования через прямые цитаты из публицистики и писем и, так же как и экфрасис в беллетризованной биографии, служит стилистическим средством, создающим образность в документальном повествовании, не разрушая при этом достоверность.

Об авторе

К. Ф. Аюпова
Международная школа Казани
Россия

Аюпова Камиля Фаритовна - магистр филологии, педагог-библиотекарь.

420101, Казань, Хусаина Мавлютова, 5



Список литературы

1. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47–57.

2. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое лит. обозрение, 2013. 571 c.

3. Экфрастические жанры в классической и современной литературе: монография / Н. С. Бочкарева, К. В. Загороднева, Е. О. Пономаренко, А. Г. Рогова, И. А. Табункина, Д. С. Туляков, И. И. Тулякова; под общ. ред. Н. С. Бочкаревой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. 204 с.

4. Абашева М. П., Чащинов Е. Н. Экфрасис в романе А. Королева «Эрон» // Вестник Пермского университета. 2015. Вып. 4 (32). С. 89–97.

5. Lovell S. Ekphrasis as an Analytical Mode in Biography: Finding Vida Lahey's Romantic «Character» // a/b: Auto/Biography Studies. 2013. № 28. P. 272–295.

6. Галькова А. В. Особенности живописного экфрасиса в мемуарно-автобиографической прозе А. Н. Бенуа и М. В. Добужинского // Текст. Книга. Книгоиздание. 2016. № 2 (11). С. 27–48.

7. Bruinstroop J. Reliefs: Biographical ekphrasis and the Queer artist. PhD by Creative Works, Queensland University of Technology. 2022. URL: https://eprints.qut.edu.au/236549/ (дата обращения: 01.10.2024).

8. Kaya N. The Drama of Ekphrastic Affect: Sculpture in Evliyâ Çelebi's The Book of Travels // The Journal of Aesthetic Education. 2019. Vol. 53 no. 4. P. 99–110.

9. Dabbs J. The Role of Art in Recent Biofiction on Sofonisba Anguissola // Authorizing Early Modern European Women: From Biography to Biofiction, edited by J. Fitzmaurice et al. Amsterdam University Press, 2022. P. 219–34.

10. Шлемова Н. Поэтика интермедиальности в малой прозе постсоветского зарубежья (на материале журнала «Даугава»). Филология и культура. Philology and Culture. 2022. № 3. С. 188–194.

11. Марков А. В., Камилова С. Э. Жанровые трансформации рассказа о художнике в современной узбекской литературе // Новый филологический вестник. №1 (68). 2024. С. 337–345.

12. Козырева М. А. Биография художника: жанровые особенности. Филология и культура. Philology and Culture. 2015. № 4. С. 227–231.

13. Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 249 p.

14. Leveson Gower I. The Face Without а Frown. London: Frederick Muller Ltd., 1947. 239 pp.

15. Calder-Marshall A. The Two Duchesses. Newton Abbot: Readers Union Group of Book Clubs, 1978. 208 p.

16. Аюпова К. Ф. Беллетризация как приём в биографиях Джорджианы, герцогини Девонширской // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2017. Т. 159, кн. 1. С. 231–241.

17. Masters B. Georgiana. London: Allison & Busby, 1997. 324 p.

18. Foreman A. Georgiana Duchess of Devonshire. London: Harper Collins Publishers, 1999. 463 p.


Рецензия

Для цитирования:


Аюпова К.Ф. Экфрасис как стилистическое средство создания образа в биографии (на материале биографий Джорджианы Девонширской). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):194-200. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-194-200

For citation:


Ayupova K.F. Ekphrasis as a stylistic means of creating an image in biography (based on the biographies of Georgiana, Duchess of Devonshire). Philology and Culture. 2024;(4):194-200. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-194-200

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)