Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Образ леса и культурная модель инициации в романе Е. Дворецкой «Ольга, лесная княгиня»

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-260-266

Аннотация

Исследуются особенности трансформации архаического мотива отправки героя в лес и его связь с культурной моделью инициации в романе Е. Дворецкой «Ольга, лесная княгиня». Выбор произведения связан с личностью автора: Елизавету Дворецкую называют одним из основоположников «славянского» фэнтези, поэтому представляет интерес степень обращения автора фэнтези к архаическим культурным моделям в историческом романе. Исследование основано на анализе текста с опорой на работы В.Я. Проппа о связи сказочной структуры с обрядом инициации. Образ леса, эксплицированный в названии романа, оказывается связан с образами умерших предков, «медведя» – волхва в звериной шкуре, и Буры-бабы – ведуньи, живущей вдали от людей. Детали в их описании: хромота, зооморфные черты, особенности жилищ – указывают на их принадлежность к «миру мертвых». Оказываясь в лесу, героиня Эльга попадает в этот «мир мертвых» и проходит в нем испытания, соотносимые с древним обрядом инициации. Автор подробно описывает обряд, стремясь к максимальной реалистичности, однако в финале Эльга ведет себя не как носитель мифологического сознания, готовый повторять судьбу предков, а как литературная героиня, способная противостоять обстоятельствам и делать собственный выбор. Цикличность времени, соотносимая с мифологическим сознанием, многократно подчеркивается на уровне сюжета с помощью вставных «басен», рассказывающих о повторяющихся ситуациях в семье Эльги, а также вербально, за счет упоминания темы кольца, круга. Циклической концепции времени противопоставляется линейная концепция, реализованная благодаря образу героини и ее родичей-варягов, готовых менять свою судьбу. Делается вывод, что автор произведений фэнтези, используя в историческом романе архаические культурные модели, изображает процесс взросления героини в традиционном обществе. Однако трансформация завершающего этапа инициации и его сущностная подмена показывает героиню романного, а не мифологического типа.

Об авторе

Я. В. Королькова
Томский политехнический университет
Россия

Королькова Яна Владимировна - кандидат филологических наук.

634050, Томск, проспект Ленина, 30



Список литературы

1. Дворецкая Е. Ольга, лесная княгиня: роман. М.: «Эксмо», 2015. 512 с. (О России с любовью. Исторические романы Елизаветы Дворецкой).

2. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2007. 332 с.

3. Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 2008. 1147 с. URL: https://prussia.online/books/mifi-narodov-mira-1980-el (дата обращения: 10.10.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Королькова Я.В. Образ леса и культурная модель инициации в романе Е. Дворецкой «Ольга, лесная княгиня». Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):260-266. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-260-266

For citation:


Korolkova Ya.V. The image of the forest and the cultural model of initiation in the novel “Olga, the Forest Princess” by E. Dvoretskaya. Philology and Culture. 2024;(4):260-266. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-260-266

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)