Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Проблема концептуального моделирования взросления ребенка в контексте детской литературы

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-277-282

Аннотация

На материале пятитомного романа «Ленинградские сказки» Ю. Яковлевой в статье системно выявляются многомерные взаимоотношения между стереотипными актуальными знаниями и сценариями физического и психологического развития персонажа-ребенка, исследуется проблема оперативной памяти подрастающего индивида и ее когнитивной роли в процессе языкового воплощения текущей событийности. Установлено, что читательское внимание фокусируется на стратегиях интерпретации объективной реальности, которые являются действенными для взрослеющего персонажа-ребенка в контексте культурно определенных дискурсов детской литературы. Процессы взросления персонажа-ребенка концептуализуются в текстах детской литературы преимущественно с опорой на культурные сценарии и воплощенные метафоры. В связи с этим прослеживаются взаимосвязи между метафорическим воплощением и структурой повествования: в частности, как познание окружающей действительности ребенком оказывает влияние на архитектонику повествования. Делается вывод о том, что текстуальность порождается и воспринимается сквозь призму телесности и с опорой на аудиовизуальные каналы, а читатель-ребенок поддерживает коммуникативный контакт с автором, в том числе активируя воспоминания, предопределяемые культурным контекстом, все еще вызывающие интенсивные эмоциональные реакции. В формате детской литературы сущностное значение приобретают такие аспекты познания окружающей реальности, имеющие отношение к взрослению, как актуальные стереотипные знания и сценарии, которые, в свою очередь, обусловлены биофизическими и культурными факторами, воплощенные паттерны мышления как разработанные модели выражения, которые существуют в дискурсивной конструкции детского возраста. Читатели-дети полагаются на такие когнитивные функции, как память, восприятие и эмоции, чтобы анализировать причинно-следственные связи в сюжетной линии. Все эти когнитивные функции работают сообща, чтобы донести информацию об эмоциональном потенциале и коллективной природе повествования.

Об авторах

И. А. Кудряшов
Южный федеральный университет
Россия

Кудряшов Игорь Александрович - доктор филологических наук, профессор.

344008, Ростов-на-Дону, Б. Садовая, 105 / 42



З. Р. Аглеева
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева
Россия

Аглеева Зухра Равильевна - доктор филологических наук, профессор.

414056, Астрахань, Татищева, 20 А



Список литературы

1. Дмитриева Д. Ю., Самигуллина А. С. Лингвокогнитивный подход к проблеме категоризации интеллектуальных способностей человека (на материале английского языка). Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2018. 152 с.

2. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта, 2018. 296 с.

3. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Метафора в свете национальной ментальности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. 226 с.

4. Кокконен Е. И., Рыжкова Е. В. В фокусе – человек: проблемы взросления. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2024. 106 с.

5. Терещенко В. В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок – взрослый». Смоленск: Смоленский государственный университет, 2015. 172 с.

6. Аверин В. А. Психология развития человека: рождение и жизнь. СПб: СпецЛит, 2021. 432 с.

7. Нефедова Л. К. Онтологическая семантика образов детства. Омск: Амфора, 2010. 194 с.

8. Гадиева М. З. Когнитивная психология. Махачкала: Алеф, 2018. 154 с.

9. Нефедова Л. К. Граничное бытие детства. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2005. 111 с.

10. Александрова М. И. Подтекст как феномен когнитивно-прагматической организации текста. Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2016. 138 с.

11. Филатова А. А. Когнитивные формы культуры. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2009. 248 с.

12. Ардашев Р. Г. Феномен сознания в социально-философском аспекте. М.: Российский государственный социальный университет, 2022. 160 с.

13. Мельчук О. А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. М.: Московский государственный университет, 2002. 208 с.

14. Огнева Е. А., Гламазда С. Н. Концепция контекстной поляризации. М.: Эдитус, 2021. 230 с.

15. Яковлева Ю. Ленинградские сказки. Дети ворона. М.: Самокат, 2021. 264 с.

16. Нефедова Л. К. Философский смысл детства. Омск: Амфора, 2020. 153 с.

17. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2023. 255 с.

18. Яковлева Ю. Ленинградские сказки. Краденый город. М.: Самокат, 2021. 424 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кудряшов И.А., Аглеева З.Р. Проблема концептуального моделирования взросления ребенка в контексте детской литературы. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):277-282. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-277-282

For citation:


Kudryashov I.A., Agleeva Z.R. The problem of conceptual modeling of the child growing up in the context of children’s literature. Philology and Culture. 2024;(4):277-282. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-277-282

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)