«Преступление и наказание» Б. Лукья как пример графического романа-адаптации
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-308-316
Аннотация
В статье впервые в отечественном литературоведении проводится анализ графического романа-адаптации французского писателя и художника Бастьена Лукья «Преступление и наказание» (2019). Целью работы является выявление основных черт современной графической адаптации на примере обозначенного произведения. Актуальность исследования заключается в обращении к одному из самых популярных в настоящее время жанров – к жанру графического романа, а также в рассмотрении произведения Лукья с точки зрения его наиболее распространенного субжанра – графического романа-адаптации. В исследовании использованы сравнительно-сопоставительный и структурный методы. Исследуется система персонажей, сопоставляемая с героями Достоевского, делается вывод о том, что преступление Раскольникова у Лукья связано с господством жестокости в современном ему мире, именно поэтому он и совершает убийство. Анализ пространственно-временной организации произведения доказывает мысль о проекции событий романа Достоевского на современную для Б. Лукья действительность. Делается вывод о том, что авторы графических романов-адаптаций через обращение к известному произведению осмысляют в своих книгах философские и социально-психологические проблемы непосредственно их эпохи. Среди основных черт графического романа-адаптации последнего десятилетия определены следующие: переработка сюжета, системы персонажей, хронотопа прецедентного текста с целью репрезентации тем и проблем, актуальных для автора XXI века, усложнение графической составляющей, анализ которой позволяет представить несколько возможных трактовок графического романа и его проблематики.
Об авторе
И. Г. ПрудиусРоссия
Прудиус Ирина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент.
660049, Красноярск, Ады Лебедевой, 89
Список литературы
1. Хабибуллина Л. Ф., Бреева Т. Н. Национальный миф в художественной литературе. М: Флинта, 2019. 500 с.
2. Marinov V. Figures du crime chez Dostoïevski. Paris: Presses universitaires de France, 1990. 456 p.
3. Димитров Э. Достоевский и роман-икона // Современные проблемы изучения поэтики и биографии Достоевского: рецепция, вариации, интерпретации. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. 328 с. С. 91–103.
4. Сараскина Л. И. Литературная классика в соблазне экранизаций. М.: Прогресс-Традиция, 2018. 582 с.
5. Литвин Е. А. Достоевский-стрип. Комиксы по роману «Преступление и наказание»: от адаптаций для детей до триллеров и детективов, от историй про Бэтмена до аниме. 2021. URL: https://godliteratury.ru/articles/2021/02/16/dostoevskij-strip (дата обращения: 21.10.2024).
6. Айснер У. Комикс и последовательное искусство. Пер. с англ. М. Заславского. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 192 с.
7. Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. Toulouse – Milan: Les Essentiels Milan, 2005. 63 p.
8. Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative // Publications of the Modern Language Association of America. 2008. № 123 (2). P. 452–465.
9. Baetens J. Le roman graphique // La bande dessinée: une médiaculture. Paris: Armand Colin, coll. «Médiacultures», 2012. P. 200–216.
10. Rippl G., Etter L. Intermediality, transmediality and graphic narrative // From comic strips to graphic novels: contributions to the theory and history of graphic narrative: collection of articles. Berlin: De Gruyter Mouton, 2013. P. 157–179.
11. Romero-Jódar A. Comic Books and Graphic Novels in their Generic Context. Towards a Definition and Classification of Narrative Iconical Texts // ATLANTIS. Journal of the Spanish Association of Anglo-American Studies. 2013. No 35.1. P.117–135.
12. Алимурадов О. А., Шубитидзе В. З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филологический аспект. 2020. № 09 (65). С. 54–74.
13. Дебренн М. Ситуация полилингвального общения во франкоязычных графических романах о России // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2023. Т. 20. № 1. С. 66–76.
14. Васильева Э. В. Трансформация готической поэтики в графическом романе-адаптации (на материале графического романа Эми Чу и Су Ли «Кармилла. первый вампир») // Сибирский филологический форум. 2024. № 1 (26). С. 69–79.
15. Струневская Я. И. Особенности адаптации классического произведения в жанре графического романа на примере «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери // Научный старт-2024. М.: ООО «Языки народов мира». 2024. С. 667–672.
16. Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 10. С. 3379–3385.
17. Меркулова М.Г., Прудиус И. Г. Графический роман-адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов) // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 6. С. 250–265.
18. Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19. С. 75–94.
19. Максименко О. И. Адаптация художественного произведения: от романа к комиксу // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Лингвистика. 2016. № 2. С. 111–116.
20. Цветкова М. В., Кризская Е. В. Комикс Н. Батлер «Гордость и предубеждение» как вариант прочтения одноименного романа Дж. Остин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. № 17 (2). С. 217–231.
21. Korkos A., Mairowitz D. Z. Fyodor Dostoevsky’s Crime&Punishment: a graphic novel. London: SelfMadeHero, 2008. 128 p.
22. Акишин А. Преступление и наказание. Графический роман. СПб.: КомФедерация, 2017. 72 с.
23. Loukia B. Crime et Châtiment. Paris: Éditions Philippe Rey, 2019. 160 p.
24. Достоевский Ф. Преступление и наказание. М.: «ОЛМА-ПРЕСС образование», 2003. 795 с.
Рецензия
Для цитирования:
Прудиус И.Г. «Преступление и наказание» Б. Лукья как пример графического романа-адаптации. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):308-316. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-308-316
For citation:
Prudius I.G. Bastien Loukia’s “Crime and Punishment” as an example of a graphic novel adaptation. Philology and Culture. 2024;(4):308-316. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-308-316