Прием остранения в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-317-322
Аннотация
В статье рассматривается прием остранения в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» как одно из теоретических понятий, характерное для всего творчества Л.Н. Толстого. Прием остранения восходит к работам русских формалистов Р. Якобсона, В. Шкловского, которые внесли свою лепту в теорию литературы. В основе их восприятия образной системы художественного произведения лежит убеждение в том, что в литературном произведении язык выведен из обычного автоматизма восприятия. Как считали формалисты, целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание. Создание искусства должно производить на свет истину о сущем. И такой «выход наружу истины» (термин М. Хайдеггера) мыслим лишь на основе творения, то есть на основе «делания» художественного произведения. «Странное» восприятие Толстым предметного мира и обычных явлений жизни говорит не об узнавании, а об ощущении, когда видишь тот или иной предмет или то или иное явление в первый раз. Прием остранения, к которому Толстой пришел по собственному художественному чувству, дает возможность постигнуть действительную глубинную суть обычных предметов и явлений в авторской концепции произведения. Так, обычный предмет (хлопушка), увиденный автором «странным» взглядом, дает толчок формированию художественного творения о мире детства, отрочества и юности.
Об авторе
А. М. СаяповаРоссия
Саяпова Альбина Мазгаровна - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра по изучению наследия Льва Толстого.
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Хованская З. И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М.: Высшая школа, 1980. 393 с.
2. Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 267 с.
3. Ливанова Р. Ю. Формирование сознания героя в повести Л.: Толстого «Детство» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7, ч. 1. С. 44–48.
4. Смирнова Н. Н. Фрагментация и остранение как процесс В. Б. Шкловский перечитывает Л. Н. Толстого //Два века русской классики. 2024. Т. 6. № 2. С. 66–79.
5. Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М.: Гнозис, 1993. 336 с.
6. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994, 192 с.
7. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 томах. Том 1: Детство. Юношеские опыты. М.: Художественная литература, 1935. 378 с.
8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 томах. Том 2: Отрочество. Юность. М.: Художественная литература, 1935. 426 с.
Рецензия
Для цитирования:
Саяпова А.М. Прием остранения в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):317-322. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-317-322
For citation:
Sayapova A.M. Method of “detachment” in Leo Tolstoy’s trilogy “Detstvo”, “Otrochestvo”, “Yunost”. Philology and Culture. 2024;(4):317-322. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-317-322