Регионоведческие возможности уроков башкирского языка в начальной школе
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-348-355
Аннотация
В статье рассматривается вопрос изучения башкирского языка в статусе государственного в русскоязычных образовательных организациях. Актуальность исследования заключается в том, что задачи языкового образования как фактора адаптации индивида в социальной среде одни из востребованных и рассматриваются в трудах ученых, методистов, а также находят отражение на законодательном уровне.
В статье определяются понятия «коммуникативная компетенция», «культуроведческая компетенция», «регионоведческая компетенция». Анализируются программы, учебники по башкирскому языку, включенные в актуальный Федеральный перечень учебников, с точки зрения определения содержания обучения для формирования соответствующих компетенций, роли формирования регионоведческой компетенции в развитии связной речи обучающихся, а также рассматриваются регионоведческие возможности уроков башкирского языка в начальной школе. В результате проведенного анализа учебников выявлена необходимость экспериментального обоснования методических путей формирования регионоведческой компетенции младших школьников на уроках башкирского языка; подбора, систематизации и адаптирования дидактических материалов с использованием регионоведческого материала; разработки практических рекомендаций и результатов опытного обучения, которые могут быть использованы в курсе теории и технологии обучения башкирскому языку в начальной школе, и др.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Б. АбдуллинаРоссия
Абдуллина Лилия Бакировна - доцент.
453103, Стерлитамак, Островского 1а
Ш. М. Рахматуллина
Россия
Рахматуллина Шаура Мажитовна – доцент.
450005, Уфа, Мингажева, 120
Л. С. Саттарова
Россия
Саттарова Лиана Сибагатовна - старший преподаватель.
453103, Стерлитамак, Нахимова, 1а
Список литературы
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XIX в. (в поисках практикоориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект+, 1997, 697 с.
2. Быстрова Е. А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе. Текст. // Русская словесность. 2001. № 8. С. 66–74.
3. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. M: Дрофа, 2004. 240 с.
4. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры: дис.... д-ра пед. наук: Москва, 2005. 515 с.
5. Самситова Л. Х. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2022. 104 с.
6. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: модель регионального компонента: дис… д-ра пед. наук: Москва, 2007. 440 с.
7. Искужина Н. Г. Двуязычие в городах Республики Башкортостан (социолингвистический аспект). Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2014. 252 с.
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 13.07.2023)
9. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года N ВС-22/15 (с изменениями на 1 октября 2021 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/935100256 (дата обращения: 10.08.2023)
10. Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». URL: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 10.09.2023)
11. Давлетшина М. С. Примерная рабочая программа учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» для 1–4 классов начального общего образования. Уфа: Ресурсный центр по национальному образованию ИРО РБ, 2022. 60 с.
12. Башҡорт теле: уҡытыу рус телендә алып барылған дөйөм белем биреү ойошмаларының 2-се класы өсөн башҡорт телен (дәүләт теле булараҡ) өйрәнеү өсөн дәреслек / Х. А. Толомбаев, М. С. Дәүләтшина, Ф. М. Ғиниәтуллина, Н. Н. Кинйәбаева. Өфө: Китап, 2014. Һүрәттәре менән 148 б.
13. Башҡорт теле : уҡытыу рус телендә алып барылған дөйөм белем биреү ойошмаларының 3-сө класы өсөн башҡорт телен (дәүләт теле булараҡ) өйрәнеү өсөн уҡыу ҡулланмаһы. 2-се баҫма / М. С. Дәүләтшина, Н. Н. Кинйәбаева, Г. М. Садыҡова. Өфө: Китап, 2017. Һүрәттәре менән 124 б.
14. Башҡорт теле: уҡытыу рус телендә алып барылған дөйөм белем биреү ойошмаларының 4-се класы өсөн башҡорт телен (дәүләт теле булараҡ) өйрәнеү өсөн уҡыу ҡулланмаһы. 2-се баҫма / М. С. Дәүләтшина, Н. Н. Кинйәбаева, Г. М. Садыҡова. Өфө: Китап, 2017. Һүрәттәре менән 152 б.
15. Шаповалова А. Э. Слова с национально-культурным компонентом как содержательный центр знакомства с лингвокультурологическими особенностями русского языка // Международный научно-исследовательский журнал, 2023. №3 (129). С. 1–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slova-s-natsionalno-kulturnym-komponentom-kak-soderzhatelnyy-tsentr-znakomstva-s-lingvokulturologicheskimi-osobennostyami-russkogo (дата обращения: 10.08.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллина Л.Б., Рахматуллина Ш.М., Саттарова Л.С. Регионоведческие возможности уроков башкирского языка в начальной школе. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):348-355. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-348-355
For citation:
Abdullina L.B., Rakhmatullina Sh.M., Sattarova L.S. Regional studies scope of Bashkir language lessons in primary school. Philology and Culture. 2024;(4):348-355. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-348-355