Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Три аспекта работы над предложением (из опыта обучения русскому языку как неродному)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-363-369

Аннотация

В статье рассматривается содержание работы над предложением в процессе обучения русскому языку как неродному. Несмотря на наличие методических разработок изучения синтаксиса в школьном курсе русского языка, считаем, что предложению как синтаксической единице уделяется недостаточно внимания. Предлагаем рассматривать предложение как комплексную, многоаспектную языковую и речевую единицу. По нашему убеждению, центральным звеном в процессе изучения предложения на уроках русского языка является овладение механизмом построения предложения. При этом считаем, что данную работу необходимо начать уже при изучении морфологии, далее закрепить на уроках по изучению синтаксиса. Как основные, в учебной практике мы предлагаем выделить три аспекта работы над предложением, в частности работа над усвоением: 1) синтаксической связи слов, 2) порядка слов. 3) интонации. На наш взгляд, не все указанные аспекты находят свое воплощение на практике. Каждый из трех аспектов имеет свою специфику, но в то же время надо учитывать, что они органически взаимосвязаны. Такая взаимосвязь способствовала возникновению идеи многоаспектного (комплексного) обучения русскому языку на синтаксической основе. В этой методике предложение рассматривается как компонент связного текста, что предполагает использование текста в качестве основного дидактического материала при обучении русскому языку как неродному.

Об авторах

К. З. Закирьянов
Уфимский университет науки и технологий
Россия

Закирьянов Кабир Закирьянович - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник.

450076, Уфа, Заки Валиди, 32



Р. Р. Замалетдинов
Казанский федеральный университет
Россия

Замалетдинов Радиф Рифкатович - доктор филологических наук, профессор.

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Земская Е.А. Как делаются слова / Ответ. ред. В. В. Виноградов. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 96 с.

2. Cоветкин Ф. Ф. Как обучать русскому языку солдат, не владеющих русским языком: Методические указания к занятиям по книге проф. Ф. Ф. Советкина «Краткий учебник рус. языка для солдат, не владеющих рус. языком». М.: Воен. изд-во, 1952. 32 с.

3. Вопросы обучения и воспитания в национальной школе Сборник статей / М-во просвещения РСФСР. Науч.-исслед. ин-т нац. школ. М.: Педагогика, 1971. 221 с.

4. Чистяков В. М. Основы методики русского языка в нерусских школах: Пособие для учителей. 4-е изд., испр. М.: Учпедгиз, 1958. 464 с.

5. Распопов И. П. Строение простого предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1970. 191 с.

6. Закирьянов К. З. Предложение как основная учебная единица: Учебное пособие. Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1979. 84 с.

7. Закирьянов К. З. Способы синтаксической связи сказуемого с подлежащим // Образование: традиции и инновации. Научно-практический журнал. 2019. № 3. С. 58–66.

8. Закирьянов К. З. Синтаксические связи в предложении // Учитель Башкортостана, 2021, № 11. С. 50–54.

9. Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение. 2-е изд. М.: УРСС, 2002. 239 с.

10. Интонация // Русская грамматика. В 2-х томах. / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. Том 1. С. 96–122.

11. Садыкова И. А. Русская интонация: учебное пособие по фонетике для иностранных студентов и стажеров филологических специальностей. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 64 с.

12. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2002. 197 с.


Рецензия

Для цитирования:


Закирьянов К.З., Замалетдинов Р.Р. Три аспекта работы над предложением (из опыта обучения русскому языку как неродному). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(4):363-369. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-363-369

For citation:


Zakiryanov K.Z., Zamaletdinov R.R. Three aspects of working on a sentence (from experience of teaching Russian as a non-native language). Philology and Culture. 2024;(4):363-369. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-78-4-363-369

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)