Возражение как реакция на репрезентацию лексикографического проекта в медиа
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-89-95
Аннотация
В статье рассматриваются причины и особенности возражения как реплики-реакции на репрезентацию нового лексикографического проекта на примере «Словаря русских ковидных антипословиц-карантинок» и «Словаря коронавирусной эпохи». На примере публикаций новостных порталов выявляются способы популяризации лингвистического научного знания для широкой аудитории, объясняются причины выбора речевых стратегий популяризации с позиций современных массмедиа, объясняется противоречие между установками учёных-лингвистов и журналистов в предъявлении нового знания. Изучение эмпирического материала показало, что в стремлении увлечь читателя яркостью формы выражения журналисты порой упускают существенные фрагменты содержания. Так, абсолютно неясным для широкой аудитории из материалов СМИ остаётся предмет лексикографических проектов, что вызывает возражение против словарей, их составителей и научного сообщества в целом в комментариях читателей. За списками необычных по форме слов и пословиц, которые приводятся в публикациях, читатели не видят подлинной ценности академической лексикографической практики, призванной фиксировать жизнь языка. В результате анализа выводится ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит скорректировать смещение акцентов при репрезентации лексикографической практики в журналистских публикациях, что в свою очередь создаст возможность избежать резкой реакции неприятия новых лингвистических разработок.
Ключевые слова
Об авторах
Н. ПрокофьеваРоссия
Наталья Анатольевна Прокофьева, кандидат филологических наук, доцент
199034
Университетская набережная, 7–9
Санкт-Петербург
Е. Щеглова
Россия
Екатерина Александровна Щеглова, кандидат филологических наук, доцент
199034
Университетская набережная, 7–9
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Основные типы словарей // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М: Наука, 1974. С. 265–304.
2. Котелова Н. З. Теоретические аспекты лексикографического описания неологизмов // Котелова Н. З. Избранные работы. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 254–268.
3. Вальтер Х., Мокиенко В. М. Словарь русских ковидных антипословиц-карантинок // Словарь русского языка коронавирусной эпохи / под ред. М. Н. Приёмышевой. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. С. 432–488.
4. Словарь русского языка коронавирусной эпохи / под ред. М. Н. Приёмышевой. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 550 с.
5. Как пандемия обогатила язык россиян. 3500 новых слов коронавирусной эпохи // Fontanka.ru. URL: https://www.fontanka.ru/2021/08/26/70100597/ (дата обращения: 24. 09. 2022).
6. «Дружба дружбой, а полтора метра врозь». Петербургские лингвисты представили словарь ковидных «антипословиц» // Fontanka.ru. URL: https://www.fontanka.ru/2021/09/11/70130516/ (дата обращения: 24. 09. 2022).
7. Кийко Е. «Один в поле не болен»: российский лингвист – о создании словаря русских ковидных антипословиц // RT на русском. URL: https://russian.rt.com/science/article/905117-slovar-poslovicy-koronavirus (дата обращения: 24. 09. 2022).
8. «Дружба дружбой, а полтора метра врозь»: лингвисты из Петербурга создали словарь «карантинок» // Царьград. URL: https://spb.tsargrad.tv/news/druzhba-druzhboj-a-poltora-metra-vroz-lingvisty-iz-peterburga-sozdali-slovar-karantinok_413377 (дата обращения: 24. 09. 2022).
9. «Дружба дружбой, а полтора метра врозь»: создан словарь антиковидных пословиц // Московский Комсомолец. URL: https://www.mk.ru/social/2021/09/12/druzhba-druzhboy-a-poltora-metra-vroz-sozdan-slovar-antikovidnykh-poslovic.html (дата обращения: 24. 09. 2022).
10. Смешные карантинки: петербургские ученые открыли новый вид фольклора // РБК. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/16/09/2021/614309809a79478667e48076 (дата обращения: 24. 09. 2022).
11. Арутюнова Н. Д. Коммуникативная реакция на истинностное значение высказывания другого // Логический анализ языка: ассерция и негация. М.: Индрик, 2009. С. 5–10.
12. Чернышёва М. И. Новые академические словари и язык СМИ // Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VI Междунар. научн. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня – 2 июля 2022 г.) / науч. ред. Л. Р. Дускаева, отв. ред. А. А. Малышев. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 73–76.
Рецензия
Для цитирования:
Прокофьева Н., Щеглова Е. Возражение как реакция на репрезентацию лексикографического проекта в медиа. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):89-95. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-89-95
For citation:
Prokofeva N., Shcheglova E. Objection as a reaction to media representations of lexicographic projects. Philology and Culture. 2022;(4):89-95. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-89-95