Особенности сложных слов в лирике Беллы Ахмадулиной
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-155-159
Аннотация
Сложение является одним из продуктивных способов образования слов в современном русском языке. Активно изучаются динамические процессы в сфере словосложения, узуальное и окказиональное композитное словообразование, в том числе в поэтическом дискурсе. Несмотря на это, особенности сложных слов в поэзии Беллы Ахмадулиной остались за пределами научного интереса, особенно в плане их эмоциональной выразительности и художественного воздействия. Статья посвящена исследованию особенностей образования и функционирования сложных слов в лирике Беллы Ахмадулиной. Цель работы – рассмотреть роль сложных слов в передаче эмоций, в отражении культурных символов, в создании художественных образов; раскрыть уникальную художественную ценность сложных слов в поэзии. На основе структурно-семантического подхода и методов описания и компонентного анализа выявляются особенности организации художественного пространства лирики поэта и значимая роль в этом пространстве сложных субстантивных и адъективных образований. Материалом исследования послужили сложные слова, встречающиеся в поэзии Беллы Ахмадулиной 1954–1996 гг. Новизна работы заключается в описании текстообразующей функции сложных слов в лирике поэтессы, в выявлении особенностей валентности основ при композитном словообразовании. Многообразие сложных слов в поэзии Беллы Ахмадулиной позволяет автору продемонстрировать уникальную силу в передаче эмоций и настроений, отразить личный опыт женщины-поэта, показать амплитуды эмоциональных колебаний, выразить культурную идентичность. Для Беллы Ахмадулиной характерно использование метафорических образов, звукописи, цветописи, приема антитезы и других тропов, фигур и стилистических приемов, в результате чего поэзия приобретает богатую многослойность и выразительность, усиливается ее художественная экспрессия.
Об авторе
С. ЧжанРоссия
Чжан Сяофэй, аспирант,
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Орлова Н. А. Сложные слова как способ создания образности в художественных произведениях. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2010. С. 422–425.
2. Окуджава Б. Ш. Надежды маленький оркестрик: Лирика (50е–70е). Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 320 с.
3. Ахмадулина Б. А. Сочинения в трех томах. Том 1 / авт.-сост. Б. А. Мессерер, О. П. Грушников. М.: ООО «Издательство ПАН», 1997. 630 с.
4. Ахмадулина Б. А. Сочинения в трех томах. Том 2 / авт.-сост. Б. А. Мессерер, О. П. Грушников. М.: ООО «Издательство ПАН», 1997. 638 с.
5. Ахмадулина Б. А. Сочинения в трех томах. Том 3 / авт.-сост. Б. А. Мессерер, О. П. Грушников. М.: ООО «Издательство ПАН», 1997. 614 с.
6. Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. М.: ФЛИНТА, 2011. 328 с.
7. Муратова Е. Ю. Художественная роль окказиональной лексики в творчестве Е. Евтушенко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 2 (55). С. 59–63.
8. Плужникова Д. М. Косвенно-производные номинации в лирике Беллы Ахмадулиной (на материале слов-соматизмов) // Символ науки. 2016. № 3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvenno-proizvodnyenominatsii-v-lirike-belly-ahmadulinoy-na-materiale-slovsomatizmov (дата обращения: 20.10.2024).
9. Михайлова М. С. Поэзия Беллы Ахмадулиной: автореф. дис. … канд. фил. наук. Красноярск, 2008. 21 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чжан С. Особенности сложных слов в лирике Беллы Ахмадулиной. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):155-159. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-155-159
For citation:
Zhang X. Peculiarities of compound words in Bella Akhmadulina’s lyrical poetry. Philology and Culture. 2025;(1):155-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-155-159