Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Изучение прецедентных имен на уроках литературы (на примере имен заглавных героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-213-220

Аннотация

В статье обосновывается актуальность работы с прецедентными феноменами как языковым материалом в контексте современного школьного литературного образования. В статье сделан вывод о роли литературы как одного из главных источников прецедентных феноменов. Методика работы с прецедентными именами на уроках литературы продемонстрирована на примере заглавных персонажей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – художественного текста, обладающего высокой культурной и исторической значимостью. Авторами предложена поэтапная система, по которой строится изучение прецедентных имен на уроке литературы. На основе разработанной системы продемонстрирована система заданий, которая направлена на анализ характеристики взаимоотношений героев как ключа к пониманию текста и на дальнейшее осознанное употребление прецедентного имени в повседневной речи. Предложенные в рамках данного исследования методические материалы были апробированы в ГБОУ «Школа № 1540» среди обучающихся 11-х классов в рамках реализации дополнительного профильного образования. Результатом проведенной работы является подробный анализ ответов, представленных учащимися. Предложенная система заданий может быть реализована на уроке литературы в 11 классе при анализе заглавных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Авторами сделаны выводы об эффективности реализуемой методики изучения прецедентных феноменов на уроках литературы и разработанной системы заданий. В ходе работы учащиеся расширили ассоциативную память, дополнив ее прецедентным именем «Мастер и Маргарита», употребляемым в современном дискурсе согласно проведенной апробации единообразно.

Об авторах

Е. Ю. Колышева
Московский городской педагогический университет
Россия

Колышева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент,

129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, 4



М. А. Соколова
Московский городской педагогический университет
Россия

Соколова Мария Андреевна, магистрант второго года обучения,

129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, 4



Список литературы

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.

2. Муллинова О. А., Муллинова Т. А., Воробьев А. Е. Прецедентные тексты в газетных заголовках: источники и проблема узнаваемости // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 88, № 5. С. 94–100.

3. Попадинец Р. В. Имя и текст: исследование прецедентных феноменов с позиций междисциплинарных научных направлений: монография. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2021. 159 с.

4. Ли Хуэй. Прецедентные феномены из мультфильмов в интертекстуальном тезаурусе: монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. 178 с.

5. Пешкова Н. П., Давлетова Я. А. Стратегии восприятия прецедентного текста в условиях информационного общества (на материале результатов экспериментальных исследований 2012–2022 гг.) // Вопросы психолингвистики. 2023. № 4 (58). С. 26–45.

6. Дмитриева А. В. Прецедентные имена в текстах российской политической рекламы: лингвокультурологический и прагматический аспекты: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2022. 327 с.

7. Семенец О. П. Прецедентный текст в языке газеты: Динамика дискурса 50–90-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. 22 с.

8. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. ... доктора филол. наук. Волгоград, 2004. 323 с.

9. Черепанова Л. В. Прецедентные феномены в обучении русскому языку // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18, № 4. С. 128–136.

10. Анисимова Т. В., Чубай С. А. Прецедентные тексты как средство повышения эффективности социальной рекламы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2023. Т. 22. № 2. С. 122–139.

11. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингво-концептоцентрический подход. Монография. СПб.: Сага – Наука, 2009. 264 с.

12. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Филология, 1997. Вып. 1. 192 с.

13. Сахаров В. И. Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы. М.: Жираф, 2006. 331 с.

14. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука. Издат. фирма «Восточная литература», 1993. 304 с.

15. Колышева Е. Ю. Поэтика имени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2005. 305 с.

16. Кондакова Ю. В. Гоголь и Булгаков: поэтика и онтология имени: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2001. 296 с. URL: https://m-bulgakov.ru/publikacii/gogol-i-bulgakov-poetika-i-ontologiya-imeni (дата обращения: 31.01.2025).

17. Булгаков М. А., Булгакова Е. С. Дневник Мастера и Маргариты / Предисл., коммент. Б. В. Соколова. М.: Издательство АСТ, 2022. 464 с.

18. Мишатина Н. Л. Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. C. 37–43.


Рецензия

Для цитирования:


Колышева Е.Ю., Соколова М.А. Изучение прецедентных имен на уроках литературы (на примере имен заглавных героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(1):213-220. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-213-220

For citation:


Kolysheva E.Yu., Sokolova M.A. Studying precedent names in literature lessons (based on the names of the title characters in M. Bulgakov’s novel “The Master and Margarita”). Philology and Culture. 2025;(1):213-220. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-79-1-213-220

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)