Дидактический потенциал мемов медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-153-160
Аннотация
В статье освещен современный подход к преподаванию русского языка как иностранного, основанный на использовании в педагогической практике мемов. В рамках статьи мемы понимаются как иллюстрации с небольшим текстовым сопровождением, в своем единстве обеспечивающие юмористический эффект. Выбор нами мемов в качестве материала для уроков по изучению русского языка как иностранного, включая язык специальности (медицинский русский в рамках медицинского вуза), обусловлен стремлением обогатить методику преподавания этого предмета инновационными приемами и современными технологиями, направленными на повышение эффективности освоения обучающимися русского языка, на улучшение уровня общего владения языком и уровня владения языком специальности. В настоящей работе описаны принципы отбора такого специфического языкового материала, как мемы, положительные моменты и ограничения их применения на уроках. Анализ большого числа мемов медицинской тематики, отобранных нами из сети Интернет, позволил представить целый спектр типов заданий и дидактических разработок. Представлена также апробация некоторых видов заданий на уроках русского языка как иностранного в медицинском вузе. В статье раскрыт когнитивный и дидактический потенциал мемов в их применении на занятиях.
Об авторах
Е. АлександроваРоссия
Елена Николаевна Александрова, кандидат филологических наук, доцент
45000
Ленина, 3
Уфа
М. Петросян
Россия
Мерри Мгеровна Петросян, старший преподаватель
450008
Ленина, 3
Уфа
Список литературы
1. Кудрявцева З. Г., Саитова К. А. Проектный метод и цифровые технологии в обучении РКИ // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. Т. 13. № 6. 2020. С.111–115.
2. Кунникова О. А. "Blended learning" как новый подход в обучении РКИ / О. А. Кунникова, М. М. Петросян // Специальная техника и технологии транспорта. 2020. № 5(43). С. 247–251.
3. Линник Л. А. Облако слов как метод компрессии информации научного текста / Л. А. Линник, М. М. Петросян // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24–28 февраля 2020 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. С. 99– 108.
4. Докинз Р. Эгоистичный ген. Москва: АСТ: CORPUS, 2013. 509 с.
5. Борев Ю. Б. Эстетика : Учебник. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.
6. Линник Л. А. Особенности формирования вторичной языковой личности у иностранных обучающихся медицинского вуза / Л. А. Линник, Р. С. Фаршатов // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-1. С. 91–93.
7. Ощепкова О. Н. Роль преподавателя РКИ в формировании вторичной языковой личности студента-медика / О. Н. Ощепкова, М. М. Петросян // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе : сборник материалов VII Всероссийской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, Петергоф, 21 мая 2021 года. Санкт-Петербург Петергоф: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений), 2021. С. 217– 220.
8. Преображенская А. Б. Применяем интернет-мемы на занятиях по английскому и латинскому языкам. URL: https://www.eduneo.ru/primenyaem-internet-memy-na-zanyatiyax-po-anglijskomu-i-latinskomu-yazyku/ (дата обращения: 20. 09. 2022).
9. Русско-английский медицинский словарь. Ок. 50 000 терминов. 3-е изд., стер. М.: РУССО, 1997. 648 с.
10. Интернет-словарь Мультитран. URL: https://www.multitran.com/m.exe?ll1=2&ll2=1&s=живая+очередь&l2=1 (дата обращения: 02. 09. 2022).
11. Интернет-ресурс Reverso. URL: https://context.reverso.net/перевод/русский-английский/живая+очередь (дата обращения: 02. 09. 2022).
12. Онлайн-инструмент Текстометр. URL: https://textometr.ru/frequency-check (дата обращения: 02. 09. 2022).
13. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. URL: http://gramota.ru/ (дата обращения: 02. 09. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Александрова Е., Петросян М. Дидактический потенциал мемов медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):153-160. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-153-160
For citation:
Aleksandrova E., Petrosya M. Didactic potential of medical memes in the lessons of Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2022;(4):153-160. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-153-160