Технологии обучения иностранных учащихся жанрам деловых документов и писем на русском языке в условиях смешанного обучения
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-161-168
Аннотация
Целью статьи является описание технологий обучения деловой письменной речи иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме II сертификационного уровня (В 2).
Первая технология «фокус внимания на САЭК» (стиль, архитектоника, этикет, кросс-культура) предназначена для аудиторной работы и предполагает акцентирование внимания студентов на особенностях официально-делового стиля, архитектонике и этикете делового письма / документа, при этом занятие должно проходить с учетом кросс-культуры. Вторая технология «фокус внимания на САЭ» (стиль, архитектоника, этикет) реализуется в электронной среде, где иностранцу в виде подробной инструкции предоставляется информация по составлению осваиваемого в аудитории жанра деловой письменной речи. В инструкции акцент делается на следование нормам официально-делового стиля, архитектонике и этикету делового письма / документа; дается электронная ссылка на образец, проанализированный ранее в аудитории. При применении этой технологии важную роль играет прием дублирования теоретической информации. Третья технология «фокус внимания на стиле» предусматривает, что учащиеся на базе словосочетаний, предложений и текстов изучаемого в аудитории жанра деловой письменной речи в процессе выполнения онлайн-заданий закрепляют языковые особенности официально-делового стиля. Результаты эксперимента показали, что применение всех разработанных технологий в совокупности значительно повысило эффективность обучения иностранных граждан русской деловой письменной речи. Предложенные технологии могут успешно применяться в практике преподавания других иностранных языков в их деловой письменной разновидности в условиях смешанного обучения.
Ключевые слова
Об авторах
Г. БойчиукФранция
Галина Викторовна Бойчиук, преподаватель-исследователь
92500
авеню Эльзас-Лоррен, 6
Рюэй-Мальмезон
Е. Железнякова
Россия
Елена Алексеевна Железнякова, кандидат педагогических наук, доцент
191186
Набережная реки Мойки, 48
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158#:~:text=%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85,%D0%B2%202021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%E2%80%95%20324%20%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8. (дата обращения: 26. 06. 2022)
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.
3. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
4. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение. Вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного ун-та, 1996. 216 с.
5. Башарин В. Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. 1993. № 9. С. 25–26.
6. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Гном и Д., 2001. 192 с.
7. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 29–37.
8. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. М.: Лаборатория знаний, 2020. 242 с.
9. Гузеев В. В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992. 60 с.
10. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 с.
11. Cambridge dictionary URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/blended-learning (дата обращения: 26. 06. 2022)
12. Bonk Curtis J., Graham Charles R. The hand-book of blended learning. San-Francisco: Pfieffer, 2005. 624 p.
13. Bersin Josh The Blended Learning Book. Best Practices, Proven Methodologies and Lessons Learned. San-Francisco: Pfieffer, 2004. 352 p.
14. Horn Michael B., Staker Heather The blended workbook. Learning to design the schools of our future. San-Francisco: Jossey Bass Inc., 2017. 352 p.
15. Васин Е. К. Смешанное обучение на основе функционирования деятельностного треугольника, реализуемое в естественно-научном кластере дисциплин общеобразовательной школы. Ульяновск: Зебра, 2015. 278 с.
16. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение. Секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
17. Корчажкина О. М. Содержание и практика применения метапредметного подхода к смешанному обучению. Ногинск: Аналитика Родис, 2017. 450 с.
18. Силина С. Н., Новоселов К. А. Смешанное обучение – как новая форма обучения в морском вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2021. № 1 (55). С. 158–165.
19. Хлыбова М. А. Применение смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку // Мир педагогики и психологии. 2022. № 3 (68). С. 31–34.
20. Французова Н. Н. Практика преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе с учетом моделей смешанного обучения // Амурский научный вестник. 2021. № 3. С. 68–71.
21. Абилова Б. А. Язык и кросс-культура // Филологический аспект. 2018. № 4 (36). С. 7–12.
22. Габдреева Н. В., Гурчиани М. Т. Словарь композитов русского языка новейшего периода. М.: Флинта, Наука, 2012. 280 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бойчиук Г., Железнякова Е. Технологии обучения иностранных учащихся жанрам деловых документов и писем на русском языке в условиях смешанного обучения. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):161-168. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-161-168
For citation:
Boichiuk G., Zheleznyakova E. Blended technologies of teaching genres of documents and business letters in Russian to international students. Philology and Culture. 2022;(4):161-168. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-161-168