Практика использования этнорегионального текста как средства формирования коммуникативной компетенции на современном уроке русского языка
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-237-242
Аннотация
Статья посвящена методическим аспектам формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-х классов на уроках русского языка на основе этнорегионального теста – произведений шорского фольклора и литературы.
Актуальный вопрос о роли национально-регионального компонента в формировании базовых национальных ценностей позволяет интегрировать культурные особенности региона в образовательный процесс, способствуя сохранению и развитию самобытности. В контексте образовательного процесса национально-региональный компонент включает в себя знания о родном крае, его истории, культуре, традициях, а также языке и фольклоре.
Реализация национально-регионального компонента в образовании является важным условием для сохранения и развития культурного наследия, а также для формирования у подрастающего поколения чувства принадлежности к своей нации и региону. Особое внимание уделяется изучению особенностей родного края, его природы, культуры и истории, что способствует формированию у учащихся уважения к своей малой родине и воспитанию чувства патриотизма.
Описаны требования, предъявляемые к текстам такого формата как эффективному дидактическому материалу на основе произведений шорских писателей. Представлена методика работы (задания, вопросы, их обоснование и последовательность) с этнорегиональными текстами на уроках русского языка. Выдвинуто содержание понятия «этнорегиональный текст» как произведения, раскрывающего историко-культурные, этнические особенности региона.
В статье сформулированы результаты и выводы опытного обучения о способности этнорегиональных текстов расширять лингвокультурологические знания школьников, обогащать представления о родном крае как совокупности его этноисторических, культурных особенностей. Она будет интересна учителям русского языка, реализующим этнорегиональный компонент в образовании, учителям родных языков, педагогам дополнительного образования в поликультурных регионах.
Об авторе
Е. Н. ПерваковаРоссия
Первакова Евгения Николаевна, аспирант,
652970, Кемеровская область – Кузбасс, Междуреченск, пр. Шахтеров, 37 – 51
Список литературы
1. Дамбаева И. П. Реализация национально-регионального компонента как условие формирования базовых национальных ценностей. 2019г. URL https://pedsovet.su) (дата обращения: 27.03.2025).
2. Сокольницкая Т. Н. Региональный текст как средство обучения на современном уроке русского языка // Вестник Пермского государственного педагогического университета, 2021. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. С.48 – 52 .
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утв. приказом Министерства просвещения РФ № 286 от 31.05.2021. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 22.03.2025).
4. Медведева Н. В. Регионально ориентированный текст как средство обучения аудированию на элементарном уровне владения русским языком как иностранным [Текст] // Методика преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов. Коллективная монография / ред. колл. Текучёва И. В., Еремеева А. П., Комиссарова Л. Ю. и др. М: ФОРУМ; Ярославль: РЕМДЕР, 2015. С. 459 – 466.
5. Первакова Е. Н. Методический потенциал и практика использования регионального текста как средства обучения на современном уроке русского языка // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы VIII международной научно-практической конференции / отв. ред. Т. А. Евсина. В 2-х частях. Часть 2. Кемерово, 2024. 229 с.
6. Русский язык: 5-й класс: учебник : В 2 ч. Ч.1. 5-е издание, перераб. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. М.: Просвещение, 2023. 240 с.
7. Легенды горы Зеленой: Устное творчество шорского народа / сост. Г. П. Калишева; худож. О. Г. Помыткина. Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2004. 64 с.
8. Чиспияков Ф. С. Кинэ. Новокузнецк, ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат», 2001. 111с.
9. Духовная Шория. Шорский фольклор в записях и архивах профессора А. И. Чудоякова. Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2008. 352 с.
10. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] / научн. ред. Н. М. Шанский.8-е изд. М.: Просвещение, 2023. 271с.
11. Чиспияков Ф. С. В долинах Мрас-су. Кемерово: «Кемеровское книжное издательство», 1957. 176с.
12. Замалетдинов Р., Нурмухаметова Р. Лексикографирование этнокультурной лексики татарского языка // Филология и культура. Philology and Culture. 2024. N 2 (76). С. 24–29.
Рецензия
Для цитирования:
Первакова Е.Н. Практика использования этнорегионального текста как средства формирования коммуникативной компетенции на современном уроке русского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):237-242. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-237-242
For citation:
Pervakova E.N. The practice of using an ethnoregional text as a means of forming communicative competence in a modern Russian language lesson. Philology and Culture. 2025;(2):237-242. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-237-242