Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Образовательные экосистемы как инновационная практика (на примере школ Республики Татарстан)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-259-268

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска эффективных форматов образовательной среды. Особое внимание авторы уделяют такой инновационной практике, как «образовательная экосистема», акцентируют внимание на многообразии ее возможностей по сравнению с традиционными системами. В статье представлен анализ понятия «образовательная экосистема», тенденций его развития, приводится характеристика функциональных возможностей соответствующего формата образования на примере некоторых типов образовательных учреждений (школы-хабы, иммерсивные, растущие и другие школы). В статье уделяется внимание оценке новых архитектурно-пространственных решений современных школ, функционирующих по принципу экосистем. Приводятся некоторые требования с учетом нового формата обучения. На основе изучения существующих оценок эффективности функционирования ряда образовательных экосистем авторы приводят систематизацию рисков перехода на новую модель образовательной среды. Практическая часть исследования заключается в обобщении практики работы школ Республики Татарстан, функционирующих с ориентацией на создание образовательных экосистем. В заключении авторы статьи формулируют вывод о том, что современные школы и образовательные центры, безусловно, в полной мере не способны отказаться от традиционной системы, однако не вызывает сомнений, что практика образовательных экосистем представляет широкие возможности для обеспечения особых комфортных условий для обучения и развития школьников и требует своего дальнейшего изучения и развития.

Об авторах

И. Э. Ярмакеев
Казанский федеральный университет
Россия

Ярмакеев Искандер Энгелевич, доктор педагогических наук, профессор,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Р. М. Ахмадуллина
Казанский федеральный университет
Россия

Ахмадуллина Римма Маратовна, кандидат педагогических наук, доцент,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Н. Р. Валиахметова
Казанский федеральный университет
Россия

Валиахметова Нелли Раисовна, кандидат педагогических наук, доцент,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Хангельдиева И. Г. Образовательные экосистемы – тренд развития современного российского образования в ближайшем будущем // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. № 1. С. 72.

2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

3. Тарасов С. В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. № 1. С. 5–15.

4. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143–152.

5. Костюнина А. А., Сазонова О. К., Чистякова В. А. Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 157–159.

6. Вашукова И. С. Особенности сетевого взаимодействия в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. № 1. С. 141–152.

7. Ветчинова М. Н. Образовательная экосистема как новая парадигма образования XXI в // Историко-педагогический журнал. 2022. № 4. С. 95.

8. Фоменко С. Л., Власова О. И., Антипова Е. П., Ломовцева Н. В. Образовательная экосистема профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование в России. 2024. № 2. С. 74.

9. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow. С. 41. URL: https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (дата обращения: 25.03.2025).

10. Прокофьева Е. Н. Предпосылки развития образовательных экосистем // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С 53–59.

11. Кичерова М. Н., Трифонова И. С. Дисфункции образовательной экосистемы: риски неформального образования в оценках экспертов // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2024. № 81. С. 188–202.

12. Тряскина Ю. Пространство образования: какой должна быть архитектура современных школ. URL: https://design-mate.ru/read/an-experience/space-of-education-what-should-be-architecture-of-modern-schools (дата обращения: 20.03.2025).

13. Давыдова О. Архитектура преобразования образования // Педсовет. Журнал АкадемСити. URL: https://pedsovet.org/article/arhitektura-preobrazovania-obrazovania (дата обращения: 15.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Ярмакеев И.Э., Ахмадуллина Р.М., Валиахметова Н.Р. Образовательные экосистемы как инновационная практика (на примере школ Республики Татарстан). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(2):259-268. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-259-268

For citation:


Yarmakeev I.E., Akhmadullina R.M., Valiakhmetova N.R. Educational ecosystems as an innovative practice (based on the schools from the Republic of Tatarstan). Philology and Culture. 2025;(2):259-268. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-80-2-259-268

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)