Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Практика чтения аутентичного художественного текста на уроках русского языка как иностранного

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-202-208

Аннотация

   Статья посвящена описанию практики чтения аутентичного художественного текста (ХТ) в процессе обучения иностранных учащихся русскому языку. Усиление внимания к ХТ в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) представляется актуальным в силу лингводидактического, социокультурного, познавательного потенциала литературного произведения.

   Цель статьи – опираясь на когнитивную модель чтения, разработанную Н. В. Кулибиной, предложить систему работы с ХТ, направленную на решение основной читательской задачи – понимание смысла – посредством решения задач, связанных с формированием и развитием лингвистических и коммуникативных компетенций учащихся.

   В статье представлен возможный вариант практики чтения рассказа Д. Рубиной «Голос в метро», который может быть использован преподавателем в аудиторной работе. Структурирование текстового материала основано на выделении ключевых мини-ситуаций, анализ которых осуществляется по одной логико-грамматической схеме (субъект, событие, место и время). Стратегия вдумчивого чтения реализуется через наблюдение языковых единиц в тексте и осмысление их функционирования, сопровождающееся использованием актуализированного лексико-грамматического материала в речи, с выходом из области языковых значений в область смысла. Такой подход к обучению чтению активизирует все виды психической познавательной деятельности учащихся, максимально приближая обучающее чтение к естественному восприятию текста и пониманию его смысла.

Об авторе

Е. Переслегина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Елена Робертовна Переслегина, кандидат педагогических наук, доцент

603022

пр. Гагарина, 23

Нижний Новгород



Список литературы

1. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.

2. Кулибина Н. В. Когнитивная модель чтения художественной литературы в лингводидактическом осмыслении // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Диалог МГУ, 1999. Вып. 10. С. 123–131.

3. Рубина Д. Голос в метро // Рубина Д. Несколько торопливых слов любви. М.: ЭКСМО, 2006. С. 57–62.

4. Гранд А. Дина Рубина: «Среди писателей я редко встречала абсолютно нормальных людей» // РБК Life. Стиль, 2018. URL: https://style.rbc.ru/people/5b9a850e9a79478b63778e73 (дата обращения: 21. 09. 2022).


Рецензия

Для цитирования:


Переслегина Е. Практика чтения аутентичного художественного текста на уроках русского языка как иностранного. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):202-208. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-202-208

For citation:


Pereslegina E. The practice of reading authentic literary texts in lessons of Russian as a foreign language. Philology and Culture. 2022;(4):202-208. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-202-208

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)