Применение современных технологий прогнозирования в подготовке будущего педагога
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-216-221
Аннотация
В статье рассматривается проблема поиска новых эффективных образовательных инструментов в подготовке будущего учителя. Особый акцент авторы делают на формировании прогностических умений. Способность к прогнозированию включается в реализацию всех ключевых функций деятельности учителя. По мнению авторов статьи, эффективным инструментом формирования прогностических умений будущего учителя является одна из современных технологий прогнозирования – форсайт-метод. В статье систематизированы различные подходы к определению форсайта, этапы применения данной технологии. Для раскрытия потенциала технологии прогнозирования был проанализирован образовательный стандарт; выявлены компетенции, которые формируются при изучении дисциплины «Современные проблемы и инновации в образовании» и в состав которых имплицитно включены прогностические умения. Также были определены ключевые темы курса, при разработке которых целесообразно использовать форсайт-технологию; разработан и показан на примере алгоритм ее использования при обучении студентов. В качестве методики был выбран Rapid Foresight, основным этапом которого явилась форсайт-сессия на тему «Навыки и компетенции преподавателя в условиях дистанционного образования». Итогом исследования стала рефлексивная оценка студентами развития их прогностическихь умений на основе форсайт-технологии.
Об авторах
И. ЯрмакеевРоссия
Искандер Энгелевич Ярмакеев, доктор педагогических наук, профессор
420008
Кремлевская, 18
Казань
Р. Ахмадуллина
Россия
Римма Маратовна Ахмадуллина, кандидат педагогических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Н. Валиахметова
Россия
Нелли Раисовна Валиахметова, кандидат педагогических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Захаров А. В. Механизмы формирования прогностических умений у будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-prognosticheskih-umeniy-u-buduschih-uchiteley-1 (дата обращения: 06. 09. 2022).
2. Методология RAPID FORESIGHT 0.4, 2017. URL: https://files.asi.ru/iblock/9a2/9a28c0a2a83f95c34a65378924657fe0/Forsight_0.4_2017.pdf (дата обращения: 10. 09. 2022).
3. Сомова Н. Л. Диагностика способности к прогнозированию. Методика и ее стандартизация : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2002. 185 с.
4. Сластёнин В. А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2013. 576 с.
5. Применение технологических форсайтов для определения будущих потребностей в компетенциях : материалы Международного семинара СКОЛКОВО и МОТ; Международное бюро труда. Женева: МОТ, 2014. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/Global_Workshop_Proceedings_07_2014_Preview_Rus.pdf (дата обращения: 11. 09. 2022).
6. Глузман Н. А. Педагогическая компетентность преподавателя в условиях дистанционного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–2. С. 50–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-kompetentnost-prepodavatelya-v-usloviyah-distantsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20. 09. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Ярмакеев И., Ахмадуллина Р., Валиахметова Н. Применение современных технологий прогнозирования в подготовке будущего педагога. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(4):216-221. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-216-221
For citation:
Yarmakeev I., Akhmadullina R., Valiakhmetova N. Application of modern forecasting technologies in future teacher training. Philology and Culture. 2022;(4):216-221. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-216-221