Ассоциативное поле концептов HARM и UTILITY в сознании носителей английского языка
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-7-12
Аннотация
Статья посвящена описанию вербальных и невербальных ассоциаций с концептами HARM и UTILITY, полученных на основе ассоциативного эксперимента. В данном исследовании приняли участие 82 носителя английского языка из таких стран, как США, Соединенное Королевство, Канада, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Индия. Словарные ассоциации позволяют автору выявить ключевые признаки каждого из рассматриваемых концептов в когнитивном сознании респондентов, в то время как невербальный компонент позволяет дополнить их посредством дополнительной ассоциации – цвета. Так, анкетирование показало, что участники опроса ассоциируют HARM с намеренным причинением физического вреда и психологического дискомфорта, его последствиями, потенциальной опасностью, отрицательными эмоциями, в то время как UTILITY отождествляется с применяемостью чего-либо для выполнения определённой функции и получения выгоды. Что касается цветовых ассоциаций, визуальный образ первого из упомянутых концептов представлен преимущественно чёрным и красным цветами, а второго – голубым, зелёным и белым. В заключение автор обобщает полученные данные и приходит к выводу о том, что, несмотря на отсутствие полных антонимов среди вербальных ассоциаций, наблюдается противоположность в визуальном образе, выраженная чёрным и белым цветами.
Ключевые слова
Об авторе
А. БубеноваРоссия
Анна Юрьевна Бубенова, аспирант
119991
Малая Пироговская, 1, строение 1
Москва
Список литературы
1. Маслова В. А. Концепт как способ изучения культуры через язык. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-kak-sposob-izucheniya-kultury-cherez-yazyk (дата обращения: 09. 02. 2022).
2. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-kontseptov-i-etapy-kontseptualnogo-issledovaniya (дата обращения: 08. 05. 2022).
3. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2011. №11. С. 6–9.
4. Терских М. В. Апелляция к концепту вреда в дискурсе социальной рекламы // Политическая лингвистика. 2016. № 6. С. 213–222.
5. Кед А. П., Агаева П. М. Интернет-опрос как метод социологического исследования // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 27. С. 112–116.
6. Платформа SurveyCircle. URL: https://www.surveycircle.com (дата обращения: 07. 02. 2022)
7. Страница опроса на платформе Google Forms. URL: https://forms.gle/kDJHgXrb53PMqAHi7 (дата обращения: 07. 02. 2022)
8. Этика : Энциклопедический словарь / Под общ. ред Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 c.
9. Григорьева Т. В. Метафорическая оппозиция белый черный и ее роль в языковой картине мира // Вестник НГПУ. 2014. № 3 (19). С. 84–90.
Рецензия
Для цитирования:
Бубенова А. Ассоциативное поле концептов HARM и UTILITY в сознании носителей английского языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):7-12. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-7-12
For citation:
Bubenova A. Associative fields of the concepts harm and utility in the mind of native English speakers 7 Genze,V. Confrontation strategy in the counter-cultural rock-discourse. Philology and Culture. 2022;(3):7-12. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-7-12