Медиадискурс: понятие, подходы к изучению, перспективы исследования
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-15-24
Аннотация
В работе предлагается концептуальное осмысление медиадискурса, рассмотренного сквозь призму разнообразных теоретических перспектив и подходов. Акцент делается на рассмотрении его сквозь призму коммуникативного и междисциплинарного подходов. Цель статьи – раскрыть понятие медиадискурса в аспекте некоторых принципов теории коммуникации, рассмотреть традиционные подходы к его изучению и определить перспективы дальнейших исследований, предложить новые ракурсы междисциплинарного анализа медиатекстов. Статья носит теоретический характер, основными методами исследования являются общенаучные методы: теоретический анализ, реферативное изложение с элементами обобщения и эвристики, анализ и синтез теоретических данных, сравнение и сопоставление, дескриптивный метод. Объектом изучения является медиадискурс, предметом – его характерные свойства, подходы к его определению в разных областях знания и в филологии прежде всего. В результате были выделены перспективные направления исследования медиадискурса, а также описаны его характерологические признаки – диалогичность, «новая» разговорность, мультимодальность, идентичность. Научная новизна исследования состоит в ориентации на коммуникативный и междисциплинарный аспекты, а также в попытке представить динамику развития медиадискурса в условиях развития новых медиа и социальных сетей, а также его роли в формировании новой языковой и социальной действительности. Медиадискурс не может изучаться инструментами одной изолированной области знания (например, лингвистики), поскольку является структурой весьма сложной, включающей в себя, помимо языка, ситуацию, событие, отношение к нему, политические нарративы, социальные стереотипы и исторические отсылки. Практическая значимость исследования заключается в презентации новых подходов к изучению медиадискурса. Изучение медиадискурса предлагает широкие перспективы использования в области медиаобразования, политической коммуникации и коммуникативно ориентированных исследований.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. ДавыдоваРоссия
Давыдова Мария Александровна, преподаватель,
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Talbot M. Media Discourse: Representation and Interaction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. 198 р.
2. Harris Z. S. Discourse analysis // Language. 1952. V. 28. № 1. Pp. 1–30.
3. Nurgazina A., Kandalina Y. Media Discourse As A Component Of The University’s Information Space // Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 86. Рp. 593–602.
4. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы: учебное пособие. М.: Наука, 1976. 383 с.
5. Современный медиатекст: учебное пособие / Отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск: Полиграфический центр «Татьяна», 2011. 414 с.
6. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 28–35.
7. Галичкина Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета, 2004. № 10. С. 55–59. 8. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: University press, 2001. 282 p.
8. Юкеттер Ф. Дискурс: рекомендация для исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник, 2003. № 3(36). С. 153–157.
9. Потапова Р. К., Курьянова И. В. Особенности исследования текста в эпоху цифровой коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. Т. 20(2). 2021. С. 5–15.
10. Курьянова И. В., Гусакова Ю. А. Интернеткоммуникация как особая разновидность дистантного опосредованного дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. № 9(838). 2020. С. 83–92.
11. Потапова Р. К. Социально-сетевой дискурс как объект междисциплинарного исследования // Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы: материалы Второй междунар. науч. конф. «Дискурс как социально-сетевая деятельность», Москва, 16-17 октября 2014 г. М.: МГЛУ, Т. 1. С. 20– 22.
12. Полонский А. В. Медиалект: язык в формате медиа // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, № 2. С. 230–240.
13. Головина Н. П. Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов в процессе обучения репродукции и продукции иноязычных письменных текстов (школа с углубленным изучением английского языка): дис. … канд. пед. наук: СПб., 2004. 159 с.
14. Meinhof U. H., Richardson K. Text, Discourse and Context. Representation of Poverty in Britain. Longman: London & New York, 1994. 256 p.
15. Коноплева А. А. Трансформация коммуникативного взаимодействия в пространстве информационно-телекоммуникационных сетей // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. Том 10, № 5. 2021. С. 64–69.
16. Ефимова О. В. Феномен «коллективного автора» в медиасреде // Ученые записки Новгородского государственного университета. № 1(56). 2025. С. 46– 57.
17. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М.: МГУ, 1971. 267 с.
18. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.
19. Гвозданная Н. В. Сторителлинг как коммуникативный инструмент корпоративного медиадискурса // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. Том 8, № 3. 2019. С. 79–84.
20. Беляевская Е. Г. Когнитивная лингвистика: параметры парадигмы // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / Отв. ред. серии В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 13–29.
Рецензия
Для цитирования:
Давыдова М.А. Медиадискурс: понятие, подходы к изучению, перспективы исследования. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):15-24. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-15-24
For citation:
Davydova M.A. Mediadiscourse: The concept, approaches to studying, research perspectives. Philology and Culture. 2025;(3):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-15-24
















